публикация

А. Копейкин — По призыву вождя (о подвиге экипажа красного аэростата)

Ответственный за материал:
Генерал-майора авиации В. П. Конокотин
Генерал-майора авиации В. П. Конокотин

К 70-летию Великого Октября

По призыву вождя

Шёл грозный 1919 год. Над Петроградом нависла серьезная опасность: войска генерала Юденича при поддержке иностранных интервентов стремились захватить колыбель революции. В середине октября В. И. Ленин обратился с письмом «К рабочим и красноармейцам Петрограда». Владимир Ильич подчеркивал, что судьба города — это наполовину судьба Советской власти в России. «Товарищи! Решается судьба Петрограда!.. Мы гораздо сильнее врага, — писал В. И. Ленин. — Бейтесь до последней капли крови, товарищи, держитесь за каждую пядь земли, будьте стойки до конца, победа недалека! победа будет за нами!» Письмо было доведено до личного состава всех революционных частей, защищавших город.

…Когда военком 21-го воздухоплавательного отряда В. Аккерман закончил чтение текста ленинского письма красноармейцам и воздухоплавателям, в тесном помещении воцарилась тревожная тишина. Все понимали: на их отряд, входивший в состав Кронштадтского гарнизона, прикрывавшего ближние подступы к Петрограду, ложится большая ответственность.

В те волнующие минуты военный воздухоплаватель Виктор Конокотин с еще большей глубиной осознал грозную опасность, нависшую над его родным городом. Здесь он родился, отсюда в 1916 году был призван в армию — в 13-й армейский воздухоплавательный отряд. После победы Октябрьского вооруженного восстания Конокотина избрали секретарем военно-революционного комитета отряда. В начале ноября 1918 года он добровольно вступил в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, затем окончил командные воздухоплавательные курсы в Петрограде и был направлен в 21-й воздухоотряд.

Красные воздухоплаватели вели разведку, корректировку стрельбы крепостных артбатарей по кораблям противника, наблюдали за сухопутным фронтом. Почти ежедневно поднимался в воздух на привязном аэростате инструктор-воздухоплаватель член партии большевиков Конокотин.

Боевая работа 21 -го отряда была столь успешной, что белогвардейцы решили во что бы то ни стало уничтожить аэростат. «За октябрь 1919 года, — доносил командир в штаб армии, — отряд подвергся семи групповым налетам вражеской авиации, которая обстреливала находившийся в воздухе аэростат из пулеметов и сбросила 22 бомбы».

30 октября 1919 года произошел воздушный бой, весть о котором разнеслась по многим частям Красной Армии.

Ранним утром наблюдатель заметил на горизонте густой черный дым. А спустя полчаса стал уже виден контур большого военного корабля, державшего курс к форту Красная Горка. Это был английский монитор «Эребус». Корабль приблизился и открыл огонь по береговым укреплениям.

Комендант крепости поставил командиру воздухоотряда боевую задачу: немедленно поднять аэростат в воздух для корректировки ответного огня артбатарей форта. Через несколько минут В. Конокотин и военком отряда артиллерист-наблюдатель В. Аккерман сидели уже в гондоле.

Сильный ветер и дымка над морем затрудняли наблюдение. Вдруг в гондоле зазвонил телефон. В трубке раздался взволнованный голос командира отряда:

— Со стороны Финляндии приближается вражеский аэроплан. В лебедке неисправность. Подтянуть к земле не можем. Обороняйтесь!

И тут же воздухоплаватели услышали гул авиамотора, а еще через несколько минут из-за туч вынырнул истребитель. Конокотин приготовил «льюис» к бою. И как только самолет приблизился, дал по нему две короткие очереди. Истребитель пронесся мимо и развернулся для новой атаки. Вражеский летчик тоже выпустил несколько очередей, но промахнулся.

Не сумев поразить аэростат пулеметным огнем и расстреляв весь боезапас, белогвардеец решил применить другое оружие — авиабомбы. Истребитель круто взмыл вверх и прошел над аэростатом. Первые две авиабомбы просвистели рядом с гондолой и гулко разорвались на земле. Истребитель снова развернулся для атаки и сбросил третью бомбу. Проводив ее взглядом, Конокотин и Аккерман внезапно почувствовали, что гондола медленно поплыла вниз. В чем дело?

— Повреждение в левой стороне верхней части оболочки, — взволнованно сказал Аккерман.

— Передай на батареи поправку, — ответил Конокотин и, сжав в руках пулемет, стал следить за приближавшимся самолетом.

Заканчивались патроны в последнем диске. Вот уже истребитель метрах в ста пятидесяти от гондолы, а красный воздухоплаватель все выжидал и не открывал огня. Белогвардеец, видимо посчитав, что экипаж аэростата убит или тяжело ранен, забыл об осторожности и подлетел еще ближе. Вот тут-то Конокотин, тщательно прицелившись, плавно нажал на гашетку. Длинная очередь прошила истребитель. Самолет клюнул носом и, теряя высоту, полетел в сторону Финляндии. Однако летчику не удалось дотянуть до базового аэродрома: машина врезалась в воду и затонула.

Это был первый в истории гражданской войны воздушный бой привязного аэростата с истребителем, в результате которого самолет белогвардейцев оказался сбитым. Победа воздухоплавателей деморализующе подействовала на вражеских авиаторов. «С того времени, когда Виктор Конокотин сбил один из неприятельских самолетов, атаковавших наш аэростат, — докладывал начальнику авиации и воздухоплавания командир 21-го отряда, — налёты белогвардейской авиации прекратились и отряд беспрепятственно продолжал выполнение боевых задач, поставленных комендантом Кронкрепости».

Приказом Реввоенсовета Республики Конокотин первым среди воздухоплавателей был награжден орденом Красного Знамени. Из газет о его подвиге узнали жители города па Неве. По ходатайству трудящихся Петрограда представители Петросовета вручили бесстрашному экипажу аэростата именные часы.

После окончания боевых действий под Петроградом Конокотин командовал воздухоплавательными отрядами на Юго-Западном и Западном фронтах. В приказах армейского командования не раз отмечались успешная боевая работа этих частей и героизм их командира.

Отважный воздухоплаватель отличился и в 1920 году в боях с белополяками у города Речица: с аэростата успешно корректировал огонь нашего бронепоезда по наступавшему противнику. В том же году командование отметило его бесстрашие в бою с вражескими бомбардировщиками при воздушной обороне моста через Днепр, по которому переправлялись наши войска. Пулеметным огнем ему удалось отбить несколько атак самолетов противника. Мост был спасен, и части Красной Армии нанесли удар по врагу.

После окончания гражданской войны Виктор Петрович Конокотин продолжал службу в воздухоплавательных частях, находился на штабной работе в бомбардировочной авиации. Затем, окончив Военно-воздушную академию имени Н. Е. Жуковского, работал там преподавателем.

В 1940 году полковника Конокотина откомандировали на преподавательскую работу в Академию Генерального штаба. В годы Великой Отечественной войны он готовил командные кадры для фронта. Советское правительство высоко оценило его вклад в победу над фашистской Германией. На его парадной тужурке рядом с первой боевой наградой засияли орден Ленина, еще три ордена Красного Знамени, орден Красной Звезды, медали.

Вся жизнь коммуниста генерал-майора авиации В. П. Конокотина — образец беззаветного служения социалистической Родине.

Майор А. Копейкин


Оставить комментарий