Элитный блок ссылок. Заказ качественной рекламы ЗДЕСЬ!
☭ ☭
Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Я, Дамир Шамарданов, благодарю за вклад, который Вы сделаете.

А. Марков, С. Львов — Кремль («Астрахань на старинных открытках»)

См. раздел "Астраханское краеведение"
Запечатленная история
Кремль
А. Марков, С. Львов — Кремль («Астрахань на старинных открытках»)
Вид Астрахани с Волги. (Вдали кремль). Издание И.М. Бочкарева.

В нашем собрании имеются 30 открыток с видами Астраханского кремля. Это самое древнее сооружение города.

О многом хранят память стены и башни этой каменной твердыни.

Летом 1558 года большой караван судов под охраной служилых людей спускался вниз по Волге. Позади осталось множество русских городов и селений. Впереди их ждало Хвалынское (Каспийское) море. Вдруг купцы встрепенулись. Вдали на огромном бугре они увидели деревянный палисад, деревянную церквушку, по крутоярью лепились свежесрубленные избы. Ехавший с караваном английский путешественник Антоний Дженкинсон записал тогда в своем дневнике: «Июля 14, пройдя древнюю крепость, где была старая Астрахань с правой стороны, мы приехали в новую Астрахань, завоеванную нынешним русским царем 6 лет тому назад, в 1552 году. От Москвы до Астрахани 600 лье или около того. Город Астрахань расположен на острове, на высоком берегу, внутри города — кремль, обнесенный деревянной и земляной стеною, и некрасивою, и непрочною…».

А. Марков, С. Львов — Кремль («Астрахань на старинных открытках»)
Астрахань с Волги. Издание А. Рериха.

Таким образом, в 1558 году (эта дата считается временем основания Астрахани) Дженкинсон видел уже целый город, построенный, правда, в большой спешке. Значит, сооружение его началось на несколько лет раньше.

В строительстве деревянного кремля принимал участие такой знаток этого дела, как дьяк Иван Григорьевич Выродков. Во время взятия Казани царь поручает ему «промеж тын тур ставити». В 1556 году Выродков ставит город в Галиче, затем в устье реки Наровы. В 1559 году он отправляет разные сообщения в Москву уже из города Астрахани.

В 1569 году турецкие войска под командованием паши Селима придвинулись к Астрахани. Они укрепили старое астраханское городище и делали оттуда вылазки к новой Астрахани, но сил у турок не хватило, и они обратились в бегство.

После похода турок началось сооружение кремля каменного. Строительство его началось в последние годы царствования Ивана IV и закончилось в 1589 году.

А. Марков, С. Львов — Кремль («Астрахань на старинных открытках»)
Вид кремля с южной стороны (Крымская башня). Издание И.М. Бочкарева.

Правда, кремль перестраивался и видоизменялся вплоть до начала XVIII века. Его делали лучшие мастера-градодельцы, присланные из Москвы, Михаил Вельяминов и Дей Губастый.

На плане Олеария 1636 года кремль имеет семь башен. Они сохранились и поныне. Самые мощные располагались в наиболее уязвимых местах. Кремль имел вид прямоугольного треугольника, острие которого тянулось к юго-западу. На конце острия — Крымская башня.

На одной из открыток она дана крупным планом. Деревянного шатра на ней нет. Кстати, уже на гравюре Корнилия де Бруина (1703 г.), изображающей Астрахань, кремлевские башни не имеют шатров. По-видимому, они исчезли в огне пожара 1700 года. Башня смотрела в сторону Крыма. За Волгой начинался Крымский шлях. Вдали на северной стене виднеется небольшая круглая башенка с флагштоком. Она была построена в 1800 году на месте разобранной большой башни Красные Ворота. Двенадцатигранная башня Красные Ворота в древности являлась командным пунктом всей обороны города. Красной ее называли за красоту и величие. Но в конце XVIII века она сильно обветшала и была разобрана. Ее заменила башня-павильон с флагштоком для вывешивания полкового штандарта. В XIX веке в кремле размещался астраханский гарнизон и на кремлевской площади проводились парады и учения. На многих открытках, изображающих виды кремля, мы видим марширующих солдат. В конце XIX века павильон был переоборудован в пожарную каланчу. В 50-х годах нашего века башня Красные Ворота была восстановлена по проекту архитектора А.В. Воробьева.

А. Марков, С. Львов — Кремль («Астрахань на старинных открытках»)
Вид крепости внутри. Издание И.М. Бочкарева.

Особенно привлекала фотографов Артиллерийская башня. Несколько открыток посвятил ей фотограф-издатель И.М. Бочкарев. • Есть у него открытка под названием: «Вид крепости внутри». Это, по сути, вид на Артиллерийскую глухую башню с прясла стены. С прясла через дверь можно было попасть на верхний ярус. Башня четырехугольная, имеет 15 бойниц и завершается пятью зубцами с каждой стороны. Высота ее 16 метров.

На открытке слева можно разглядеть развалины Артиллерийского, или Зелейного двора, который был сооружен еще в XVII веке. Так как этот двор, где хранились артиллерийские припасы, примыкал к глухой башне, ее стали называть Артиллерийской. Но у нее в народе было и другое название — Пыточная.

А. Марков, С. Львов — Кремль («Астрахань на старинных открытках»)
Крепость. Издание А. Рериха.

В кремле близ Артиллерийского двора в XVII веке находилась Приказная изба, где нередко чинили правеж и пытки. Название Пыточная башня укрепилось в период восстания Степана Разина. После подавления восстания Пыточная башня была битком набита казаками, беглыми холопами, гулящими людьми. Здесь на дыбе пытали огнем и били плетьми. На Зелейном дворе вешали за ребро и колесовали многих участников восстания.

Пыточная башня сохранилась до наших дней без особых переделок. Когда в знойный полдень с кремлевского двора через небольшую дверцу войдешь в подвал этой башни, на тебя пахнет мраком и сыростью. Потемневшие, тронутые сыростью стены сложены из крепкого камня. Местами в стенах видны углубления и выдолбы, где крепились железные крючья и перекладины, так необходимые для заплечных мастеров. Сколько наговоров, клеветы, лжесвидетельств слышали эти стены от слабых духом и телом. Слышали они и сдерживаемые стоны, плевки, страшные ругательства и проклятия…

А. Марков, С. Львов — Кремль («Астрахань на старинных открытках»)
Кремль. Издание М.Л. Винникова.

На некоторых открытках видно, что в начале XX века к Пыточной башне лепилось множество павильонов моментальной фотографии. На одном из павильонов можно прочитать: «Скорая электрическая фотография. Выдача карточек через 5 минут».

О признаках цивилизации говорит и большое каменное здание с высокой трубой у северной стороны кремля, которое мы видим на открытке, изданной М.Л. Винниковым. Это — трамвайное депо. Первые трамваи пошли в городе в 1900 году. Строило трамваи «Большое Бельгийское акционерное анонимное общество». В Астрахани трамвай побежал по рельсам раньше, чем в Нижнем Новгороде, Харькове, Киеве.

На открытке Винникова мы видим вдали и Никольские ворота, получившие свое название по имени Надвратной церкви. Церковь во имя Николая Чудотворца была сооружена на Проездной башне еще в XVI веке. Но в 1728 году из-за ветхости церковь и сами врата были разобраны. Они были отстроены вновь через десять лет, но имели уже другую форму. Прямо от реки к ним вела каменная лестница. В старину Волга подходила прямо к кремлю, все прибывающие корабли останавливались у Никольских ворот.

А. Марков, С. Львов — Кремль («Астрахань на старинных открытках»)
Путь на Волгу и кремль. Издание фирмы «J.J. W».

На открытке фирмы «J.J.W» мы видим трамвай у самой Пыточной башни. Спускаясь по рельсам с бугра, он поворачивает к депо. Трамвайный вагон небольшой, с открытой площадкой, где сидит кондуктор. Газета «Астраханский вестник» писала летом 1900 года: «10 июля при большом стечении народа открылось трамвайное движение по городу. Остановки только на разъездах и по требованию на перекрестках улиц».

Правила движения гласили: «Отправка из конечных пунктов каждые пять минут, предельная скорость — 12 верст».

По этому поводу астраханский писатель Юрий Селенский горько пошутил в своей документальной рукописи: «Начался новый век. Теперь уже пешеходов сшибали не оглоблей, не колесами пролетки и не грудью коня, а электрическим током. В июле поехали, а в сентябре того же года задавили первого астраханца. Позже их будет много больше. Вначале пассажиры побаивались трамвая, вели себя степенно, но уже к 1910 году пообвыкли и стали вести себя подобно нашим современникам».

А. Марков, С. Львов — Кремль («Астрахань на старинных открытках»)
Вид на купола Успенского собора и город с птичьего полета. Фотооткрытка.

Но вернемся к кремлю.

Есть интересная панорама с видом на кремль и город, сделанная безымянным фотографом с Пречистенской колокольни. Как бы с птичьего полета даны купола Успенского собора, уголок архиерейских палат, часть крепостной стены, Александровский сквер, уходящие вдаль домики и церкви Безродной слободы, излучина Затона.

Внутри крепости располагалось немало военных и административных зданий — консистория, гауптвахта, построенная в 1807 году по типовому проекту, артиллерийский цейхгауз, солдатские казармы…

Основными достопримечательностями кремля были, конечно, Троицкий и Успенский соборы.

А. Марков, С. Львов — Кремль («Астрахань на старинных открытках»)
Старый собор в Астрахани. Издание М. Дмитриева.

Главным храмом Троицкого монастыря, основанного игуменом Кириллом, считался храм Живоначальной Троицы. Вначале он был деревянным. В начале XVII века был сооружен каменный. В документах Троицкого монастыря есть такая запись: «А церковь каменная с трапезою, а под нею хлебня и теплый погреб почата делаться в 1606 году…».

Монахи Троицкого монастыря всегда участвовали в народных движениях. Они поддерживали казачий круг во время восстаний Ивана Болотникова, Степана Разина, восстания 1705 — 1706 гг. В 1614 году в Троицком монастыре жили польская авантюристка Марина Мнишек и атаман Иван Заруцкий. На открытке М. Дмитриева, сделанной в начале XX века, мы видим остатки монастыря — трапезную палату, часовню (где был погребен игумен Кирилл) и три церкви на одном подклете — Троицкую, Сретенскую и Введенскую (все вместе именуется Троицким собором).

К счастью, этот комплекс сохранился и до наших дней.

Астраханский Успенский собор неоднократно запечатлен на дореволюционных открытках. Им любовались не только астраханцы, но и приезжающие в Астрахань ученые, путешественники, писатели. Петр I, посетив собор в 1722 году, воскликнул: «Во всем государстве моем нет такого лепотного храма».

Тарас Шевченко, будучи в Астрахани в 1857 году, восхищался собором. А еще раньше И.С. Аксаков, приехавший ревизовать Астраханскую рыбную контору, писал родным: «Необыкновенно хорош этот собор. Так мне нравится, что я хочу нанять живописца, чтоб нарисовать его».

«Ключаревская летопись» сообщает о начале строительства собора:

«… а сего 25 числа поступили 30 человек каменщиков класть соборную нынешнюю церковь 1699 года, октября месяца. Плата им каждому по 13 рублей на хлебе и на харчах, и продолжалось строение 12 лет. Архитектором или мастером при сем прочном и лепом здании через все то время был крепостной зодчий Дорофей Минеев сын Мякишев».

Вначале Мякишев мыслил сделать собор с одним большим куполом, но, доведенный до сводов, купол рухнул во время пожара. Тогда Дорофей сделал собор пятиглавым. Основные каменные работы были завершены к 1710 году. Собор был двухэтажный. Верхний этаж, просторный и светлый, покоился на четырех огромных колоннах. Нижний, невысокий и мрачный, служил усыпальницей астраханских иерархов. Здесь же были погребены грузинские цари Вахтанг VI (1737 г.) и Теймураз II (1762 г.).

Нижний этаж со всех сторон окружен галереей-гульбищем. Вход в собор и галерею по широкой двухмаршевой лестнице. Эта же лестница ведет на кружало, Лобное место. Успенский собор — единственный из сохранившихся соборов, который неразрывно связан в единый комплекс с Лобным местом — местом казней. Снаружи собор украшен нежной тонкой белокаменной резьбой. Прекрасный восьмиярусный иконостас внутри собора делали нижегородские резчики. Эту работу выполняли домашний иконописец промышленника Григория Строганова Иван Чирок, нижегородский посадский Василий Бобылев и священник Балахнинского уезда Иван Петров.

На многих открытках, где изображен Успенский собор, позади Лобного места виднеется башенка с крестом. Эта башенка была установлена на галерее, которая связывала Успенский собор с архиерейскими палатами, где находилась своя домовая, так называемая Крестовая церковь. К Успенскому собору примыкало архиерейское подворье, куда вели специальные каменные ворота (на некоторых открытках они частично видны).

А. Марков, С. Львов — Кремль («Астрахань на старинных открытках»)
Астраханский Успенский кафедральный собор. Издание Л. Рериха.

Рядом с Успенским собором находилась Пречистенская колокольня. Когда-то это была одна из главных надвратных башен кремля.

Еще в «Ключаревской летописи» говорилось: «С выходу, где будет город, на восток поставить выше и шире большую башню, чтоб можно было в нее проезжать, как чертеж указует…».

В начале XVII века в память об изгнании из Астрахани Марины Мнишек и разгроме отряда ее друга Ивана Заруцкого над Проездной башней возвели церковь Казанской Божией Матери. Тогда ворота нарекли Пречистенскими.

Когда в 1710 году крепостной зодчий Дорофей Мякишев закончил в кремле строительство нового Успенского собора, он поместил колокольню на Пречистенские ворота. В 1765 году из-за ветхости колокольню разобрали, и долгое время в кремлевской стене оставалась огромная брешь, рядом с которой на дубовых перекладинах висели колокола.

Наконец, в начале XIX века, на новую колокольню пожертвовал средства астраханский купец Иван Андреевич Варваций. Родом из Греции, он был в молодости капитаном на Эгейском море, принимал участие в Чесменском сражении на стороне русского флота. Затем эмигрировал в Россию и долгие годы жил в Астрахани. Колокольня, построенная на его деньги в 1810 — 1813 годах, стала называться Варвациевской.

Она была спроектирована в духе классицизма итальянским архитектором Луиджи Руска. На первом ярусе колокольни находился колокол весом почти в полторы тысячи пудов. Отлит он был в Астрахани в 1818 году.

Вверху на восьмигранном барабане были установлены часы с боем. Над аркой ворот нижнего яруса были водружены двуглавый орел, а также Астраханский герб и гербы уездов.

Астраханский губернский герб можно увидеть на одной из серий цветных открыток, изданной неким В.П. Сукачевым в пользу Общества содействия учащимся в Санкт-Петербурге сибирякам. В этой серии показаны все гербы губерний Российской империи, в том числе и Астраханский. Герб Астраханской губернии выглядит так: в центре герб города Астрахани, где на щите изображены золотая корона, под ней — обнаженная сабля. Герб обвит золотыми дубовыми листьями, оплетенными голубой лентой. Верх герба украшает золотая императорская корона.

А. Марков, С. Львов — Кремль («Астрахань на старинных открытках»)
Астраханский губернский герб. Издание В.П. Сукачева.
А. Марков, С. Львов — Кремль («Астрахань на старинных открытках»)
Падающая колокольня Астраханского кафедрального собора. Издание фотографа В.И. Бреева.

В конце XIX века обнаружилось, что колокольня постепенно делает наклон к юго-востоку в сторону Московской улицы. Появилась даже открытка с изображением этого архитектурного памятника с надписью: «Падающая колокольня Астраханского кафедрального собора». Кто знает, может быть, Варвациевская колокольня простояла бы наклонной многие годы, если бы не указание губернатора разобрать ее.

А. Марков, С. Львов — Кремль («Астрахань на старинных открытках»)
Александровский бульвар. Издание А. Лошакова.

Колокольня, простоявшая 100 лет, была разобрана, и началось сооружение новой, более грандиозной. На некоторых открытках изображено строительство этой колокольни. Например, на открытке А. Лошакова «Александровский бульвар» мы видим Соборную улицу, по которой поднимается трамвай. Слева — часть Александровского бульвара. За купами деревьев — Успенский собор и доведенная до второго яруса колокольня, вся в лесах.

Она возводилась по проекту астраханского архитектора Сергея Ивановича Карягина и была четырехъярусной, богато декорированной, имела трое ворот. 9 апреля 1910 года был поднят последний колокол на второй ярус, называемый Успенским. На колокольне были установлены и часы, изготовленные в Петербурге в 1886 году.

Главные ворота кремля имели не только архитектурное, но и большое градостроительное значение. При восьмидесятиметровой высоте они формировали планировку площадей, улиц, силуэтный масштаб города.

Эта колокольня, к счастью, сохранилась, как и сохранились прекрасные образчики русского зодчества — Успенский и Троицкий соборы в Астраханском кремле. Просматривая открытки, мы невольно обращаемся к деяниям наших предков, которые строили, любили, боролись и побеждали…

А. Марков, С. Львов — Кремль («Астрахань на старинных открытках»)
Новая колокольня при соборе. Издание А. Рериха.

Связь с владельцем сайта возможна через мессенжер Фейсбука
Вы также можете написать мне на почту.

© Портал Дамира Шамарданова. 2010-2020.

Подробнее в Астраханское краеведение
А. Марков, С. Львов — Запечатленная история («Астрахань на старинных открытках»)

Астраханский кремль (Памятники русского зодчества), скачать djvu

К. Ерымовский, П. Безбородов — Клинки и люди, скачать djvu

Закрыть