Уважаемый посетитель!
Извините, что я обращаюсь к Вам с просьбой!
Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования читателей и я, Дамир Шамараданов, буду Вам очень признателен, если Вы окажете посильную помощь этому ресурсу.
Ваши денежные средства послужат дальнейшему наполнению сайта интересными, полезными и увлекательными материалами.
Можно перечислить любую суммe, хотя бы символическую.
БЛАГОДАРЮ ЗА ПОНИМАНИЕ!


Алексей Волынец — Начало массового легкового автомобилестроения

Posted by
Автомобиль ГАЗ-М. Фото: autohis.ru
Автомобиль ГАЗ-М. Фото: autohis.ru

16 марта 1936 года с конвейера Горьковского автомобильного завода сошли первые автомобили ГАЗ-М1, открыв эру массового легкового автомобилестроения в нашей стране

Первые два автомобиля марки ГАЗ-М1, которые 16 марта 1936 года сошли с конвейера Горьковского автомобильного завода имени В.М. Молотова, вовсе не были первыми легковыми автомобилями в России и СССР. Однако вплоть до выпуска ГАЗ-М1 легковое автомобилестроение в нашей стране оставалось мелкосерийным, не массовым. Так, самый известный до революции отечественный легковой автомобиль марки «Руссо-Балт» за все годы производства, с 1909 по 1918-й, был выпущен во всех модификациях в количестве всего 835 экземпляров.

И только легковушка завода ГАЗ, прозванная в народе «эмка», стала первой крупносерийной автомашиной в нашей стране — за семь лет производства было выпущено 62 888 экземпляров ГАЗ-М1. Этот советский легковой автомобиль создавался на базе легковушки ГАЗ-А — выпускавшейся у нас в стране с 1932 года лицензионной копии американского автомобиля Ford-A. Однако новый легковой автомобиль был существенно доработан отечественными инженерами для массового производства.

ГАЗ-М1 получил свое название в честь главы правительства СССР Вячеслава Михайловича Молотова и должен был полностью называться «ГАЗ Молотовец 1». Но официальное название не прижилось, и первый массовый легковой автомобиль Советского Союза называли просто «эмка». Именно этот автомобиль стал одним из символов своей эпохи, в 30-е годы XX века он был одной из наиболее распространенных моделей легковых автомобилей в нашей стране и использовался весьма широко.

Команда инженеров и конструкторов творчески подошла к модернизации предыдущей модели ГАЗ-А и внесла ряд удачных изменений. «Эмка» стала мощнее на 10 л.с. Двигатель в 50 л.с. разгонял машину уже до 105 км/ч. Сразу бросались в глаза усовершенствования кузовной части — появилась полноценная крыша, полностью изменилась форма крыльев и радиатора.

Проектировщики удлинили передние рессоры — вместо поперечных они стали продольными для большей проходимости в условиях плохих дорог, укрепили раму, повысили эффективность тормозов. Впервые у отечественных легковых авто появились плавающая подвеска двигателя и штампованные дисковые колеса.

Хотя ГАЗ-М1 сразу понравился широкой публике, но работы и исследования по усовершенствованию конструкции авто не прекратились. В июле 1936 года начались испытания, в ходе которых двум «эмкам» предстояло пройти 30 тысяч километров, чтобы по результатам этого грандиозного пробега выявить возможные пути совершенствования конструкции.

Вскоре на базе «эмки» стали появляться и другие типы автомашин. Так, с 1940 года начался выпуск лимузина ГАЗ-11-73. На него устанавливался более мощный шестицилиндровый двигатель мощностью 76 или 85 л.с. Новый советский лимузин также мог похвастаться более современной и дорогой комплектацией и улучшенной подвеской.

Одновременно на Горьковском автозаводе стартовало производство фаэтона со складным тентом ГАЗ-11-40 и пикапа-грузовичка ГАЗ-11-415, быстро ставшего очень популярным. В грузовичке на базе «эмки» размещались шесть пассажиров или до 400 кг груза. На той же базе создавались различные спорткары и трехосные модели такси.

В годы Великой Отечественной войны ГАЗ-М1 несет нелегкую военную службу. Легендарная «эмка» лишается наружного лоска, производство максимально удешевляется и служит лишь нуждам военного времени. Кроме того, ГАЗ-М1 превращается в настоящий броневик — легкий бронеавтомобиль БА-20 с одним пулеметом.

Этот простой в производстве броневик на базе «эмки» был разработан еще в 1936 году. Впервые в настоящих боях БА-20 участвовал в августе 1939 года во время конфликта с Японией на Халхин-Голе. К началу Великой Отечественной войны на вооружении нашей армии находилось около полутора тысяч бронеавтомобилей на базе легковой «эмки».

С 1938 года велись испытания и газогенераторной модели «эмки», способной работать буквально на дровах. Такая машина разгонялась только до 60 км/ч и заметно потяжелела, но поскольку она работала на дешевом и доступном топливе, то уже в 1941 году выпустили опытную партию ГАЗ-45, работавшую как на бензине, так и на «дровах».

Еще одна удачная модификация легендарного ГАЗ-М1 — это полноприводный «вездеход» ГАЗ-61-40. В начале воны в максимально сжатые сроки были созданы ведущий передний мост и раздаточная коробка для повышенной проходимости. В итоге эта машина преодолевала крутые подъемы и склоны, могла передвигаться по бревнам и замерзшей пашне и при этом буксировать прицеп весом до 700 кг.

Во время Великой Отечественной войны этот вариант «эмки» стал основным легковым автомобилем для высшего командного состава нашей армии. Именно на нем в 1945 году передвигались по фронтовым дорогам наши лучшие полководцы-победители: маршалы Константин Константинович Рокоссовский, Георгий Константинович Жуков и Иван Степанович Конев.

Можно сказать, что у первого массового легкового автомобиля в нашей стране сложилась славная и плодотворная жизнь. Он действительно стал победой отечественного автомобилестроения — не случайно после 1945 года «эмку» в производстве сменил ее прямой потомок, знаменитая легковушка «Победа».

Источник — https://rusplt.ru/wins/nachalo-massovogo-legkovogo-avtomobilestroeniya-22141.html


Leave a Reply