Уважаемый посетитель!
Извините, что я обращаюсь к Вам с просьбой!
Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования читателей и я, Дамир Шамараданов, буду Вам очень признателен, если Вы окажете посильную помощь этому ресурсу.
Ваши денежные средства послужат дальнейшему наполнению сайта интересными, полезными и увлекательными материалами.
Можно перечислить любую суммe, хотя бы символическую.
БЛАГОДАРЮ ЗА ПОНИМАНИЕ!


Е. С. Богословский — Статуэтка дворцового служителя времени Тутанхамуна (Статуэтка из Лувра, № I 852)

Posted by
Е. С. Богословский - Статуэтка дворцового служителя времени Тутанхамуна (Статуэтка из Лувра, № I 852)
Рис. 1. Общий вид статуэтки

Фотографии замечательной скульптуры, одного из шедевров египетской малой пластики, были предоставлены мне для издания в 1971 г. Жаком Вандье, главным хранителем богатейшего отдела египетских древностей Лувра.

«Вестник древней истории», № 2, 1990 год.

Примечания:
В публикации присутствуют знаки официально принятой транслитерации, которые пришлось заменить на альтернативные.


Впервые статуэтка была мимоходом упомянута в 1921 г. Ш. Боре в качестве иконографической аналогии двум другим издаваемым им памятникам. Ш. Боре датировал эти памятники временем правления XIX династии1. Еще более бегло, в двух словах, она упомянута в книге Ж. Вандье2.

В 1979 г., обследуя иконографию так называемых «послушных призыву», я издал воспроизведение левой стороны статуэтки и снимка надписи на подножии сверху. К сожалению, на таблицах надписи не видны3. Тексты остались не только не воспроизведенными, но и непереведенными. Вообще никогда не были опубликованы снимки правой, лицевой сторон и сзади. Между тем надписи огибают подножие со всех сторон, а не только покрывают сверху; на самой фигуре они помещены на опоясании спереди, на опорной основе статуэтки сзади и слева. Все надписи, таким образом, публикуются впервые в моих копиях (см. рис. 3, 4); также впервые публикуются фотографии статуэтки с левой и лицевой стороны (см. рис. 1, 2).

Описание. Скульптура изображает одетого в складчатое опоясание ниже колен и мелко завитой парик (парик в Египте был частью одежды) босоногого египтянина.

Е. С. Богословский - Статуэтка дворцового служителя времени Тутанхамуна (Статуэтка из Лувра, № I 852)
Рис. 2. Подножие статуэтки

Статуэтка (выс. 43 см.) тщательно вырезана из двух плоских прямоугольных кусков древесины акации. Это наложило отпечаток на уплощенность профиля. Собственно фигура с опорной основой сзади (по образцу каменных статуй, прислоненных спиной к стене или подножию колонны) вырезана из одного куска, подножие с частью левой ступни — из другого. В подножии врезано углубление, в которое и вставлена собственно фигура. Части очень тщательно подогнаны одна к другой. Только трехтысячелетнее усыхание дерева сделало видимыми места соединения кусков дерева и привело к появлению мелких трещин на поверхности. Вообще же для памятника возрастом в тридцать четыре века статуэтка сохранилась просто идеально. Надпись слегка повреждена только в конце строки 9, да и то понятна до конца.

Огромные, полуприкрытые крупными верхними веками глаза инкрустированы из кварцита и какого-то черного камня. Они сразу напоминают портреты царей середины правления XVIII — начала XIX династии, начиная с Аменхотпа III и кончая Сетойем I. Очертания губ, бесспорно, напоминают очертания губ прежде всего Тутанхамуна (верхняя губа шире, чем у Аменхотпа III; уголки губ опущены вниз, а не поднимаются вверх, как у Аменхотпа III), а сам портретный тип — лейденские портреты одного из его ближайших сановников, управителя общеегипетских сокровищниц Майа из современной Саккары, района некрополя Мемфе4: тот же овал припухших щек; тот же маленький, но более твердый, чем у Аменхотпа III, подбородок; тот же курносый профиль5, но, как и у Тутанхамуна, нос острее, чем у Аменхотпа III. За исключением перечисленных частностей Тутанхамун, конечно, был поразительно похож на Аменхотпа III — больше всех других фараонов; из-за этого его даже часто путают с прадедом.

Тело моделировано в той мягкой, «тающей» манере, которая так характерна для царствования Тутанхамуна (см. Stat. CM JE 60686, 60714), но встречается в памятниках вплоть до правления Сетойа I. И все это прекрасно согласовано с условным положением уплощенных рук и обобщенной моделировкой ступней ног.


Примечания:

Boreux Ch. On two statuettes in the Louvre Museum // JEA. 1921. V. 7. P. 119 .№ 1.

Vandier J. Manuel d’archeologie egyptienne. Т. III: Les grandes epoques. La statuaire. P., 1958. P. 435, 673.

Богословский Е. С. «Слуги» фараонов, богов и частных лиц (К социальной истории Египта XVI-XIV вв. до н. э.). М., 1979. С. 90, 164, 202. Рис. 2-3.

См. сведения об их происхождении и многочисленных изданиях: Schneider Н. D. Мауа, l’amateur des statues. A propos de trois statues fameuses du Musee de Leyde et d’une sepulture oubliee a Saqqarah // BSFE. Mars 1974. № 69. P. 20-48.

Иконография Тутанхамуна рассматривалась многократно, но без обоснованно выделенных критериев. См. Г. Картер «Гробница Туталхамуна». М., 1959. С. 158, 167-168; Desroches-Noblecourt Ch. La cueillette du raisin a la fin de 1’epoque amarnienne // JEA. 1968. V. 54. P. 82-88; idem. Vie et mort d’un pharaon. Toutankhanion. [б. м.] 1963. P. 88-89, 167-168, 204, 236; idem. Toutankhamon et son temps. Petit Palais. P., 1967. P. 86, 190, 194; Tutanchamun. Berlin. Agyptisches Museum der Staatlichen Museen Preussischer Kulturbesitz. 16. Fobruar — 26. Mai 1980. Mainz, 1980. S. 162, и мн. др.


Рис. 3. Автографии надписей (копия автора)
Рис. 4. Автографии надписей (копия автора)

Перевод

(1)«Выход всякий на жертвенный столик (т. е. выкладывание жертв) для Амуна, наилучшего красотами. Получение выпечки во «Дворе двойника Птаха»1 — для двойника послушного призыву фараона ж. н. з.2, Нефромпе, правого голосом3.

(2)Жертва, которую дал царь, домам4 Птаха, (находящегося) к югу от стены его5, Усире, предстоящего Западным6, Скру7 ладьи-Hnj, Нефтэма8, Тата Честного9, дому t<a-T>nn<t>10. Пусть дадут они (т. е. перечисленные боги) возглашения11: хлебы, пиво, скот, птица, возлияние вином (и) молоком, дуновение сладостное северного ветра — (3)двойнику послушного призыву фараона, ж. н. з., Нефромпе, правому голосом. Говорит он:

«О, люди всякие, радующиеся12 жизни, проводящие12 жизненный век как молодые, угодные12 царю, для которого сотворена истина; поступайте как я! Пусть даст он (т. е. царь) изо(4)билие! Насыщайтесь пищей его13! Говорю: достигайте должностей новых! Идите к (5)обеспеченной старости! Говорю: следуйте Птаху, (находящемуся) к югу от стены его, во время праздника его всякого неба14! Говорю: передайте (6)должности ваши детям вашим после; (7)того, как установится старость15!».

(8)Жертва, которую дал царь Птаху, Скру, Усире, Ра-Хар-Ахту. Пусть дадут они сопровождение Скру в ладье в праздник его всякий неба — двойнику жалуемого Птахом, владыкой истины, достигающего обеспечения, молодого в мире, послушного призыву фараона, ж. н. з., Нефромпе.

(9)Жертва, которую дал царь, Усире-богу великому (т. е. старому), владыке вечности, дуновением сладостным северного ветра, восхвалением Солнца рано утром; пусть получат они выпечку (и) [все, что] существует.

(10)Жертва, которую дал царь, Птаху, С(11)кру, Усире — богу честному (12)Девятки богов. Пусть дают они жизненный век (до благополучной) старости (13)внутри16 города его, веселие ежедневное (14)в доме царя, чтобы достиг он обеспеченным (15)места пожалования, причем уста мои17 — (16)правдивы полностью, — двойнику послушного призыву Нефромпе».

Комментарии к переводу:
Главный храм Птаха в Мемфе. Во времена Нового царства название «Двор двойника Птаха» употреблялось в более широком смысле — как обозначение города Мемфе вообще. См., например, Ste. ВМ 149; Urk. IV 2118, 9; Wb. III 5, 20.

Благопожелательное дополнение к слову «фараон» — «Да будет он жив, невредим и здоров!», по-видимому, либо уже совсем не произносилось во времена Нового царства, либо как-то «пробалтывалось». Это отразилось и на письме (особенно в скорописи), где такое дополнение нередко писали тремя косыми черточками, как бы намеками на начальные буквы, только напоминающими о словах.

Заранее оправданного на посмертном судилище.

Подразумеваются храмы и часовни неопределенного размера. Слово «дом» во множественном числе стоит после имен богов, выдвинутых вперед из почтения. Примечательный перечень святилищ, связанных с культами Птаха и его окружения и Усире, показывает полное и детальное восстановление многобожия в столице Египта в конце правления XVIII династии.

Буквально «Птах-южный-стеною-его» — постоянный эпитет Птаха в Мемфе, но и на Юге, в Уисе, существовал храм именно Птаха из Мемфе с таким же эпитетом. См. Montet P. Geographic de l’Egypte ancienne. Т. 2. Р., 1961. Р. 58-59; Otto E. Topographie des thebanischen Gaues. В., 1952. S. 34.

Председателю суда на Западе, в царстве мертвых.

Ошибочно написано srk вместо skr, но описка понятна, потому что, во-первых, слова srk в египетском языке нет, во-вторых, бог оказывается связанным с ладьей-Hnj, а так называлась ладья Скру. На носу ладьи изображена голова антилопы-орикс, а в самой ладье — сокол на шесте. Сам бог Скру со времен Нового царства отождествляется с Усире. См. LA. 1984. Bd V. S. 1055-1074 (о ладье h.nw / h.nj — S. 1066-1067); Gaballa G. A., Kitchen K. A. The festival of Sokar // Orientalia. 1969. V. 38. P. 1-76.

В Мемфе Нефтэм выступает как сын Птаха в триаде Птах-Сахме-Нефтэм. См. LA. 1982. Bd IV. S. 379; Sandman-Holmberg M. The God Ptah. Lund,1946. P. 193-194.

Dd Sps — эпитет Птаха в Мемфе. Очевидно, «Тат Честной» мог выступать как самостоятельная ипостась Птаха (Sandman-Holmberg. The God Ptah. P. 154-166).

Святилище бога Мемфе как персонификации страны. См. LA. 1985. Bd VI. S. 238. Сам бог ta-Tnn отождествлялся и с Птахом, и с Усире, и с Хором. В «Книге мертвых» такое святилище названо «гробницей Усире» (Wb. V 382, 4). Очевидно, вся смесь ипостасей Птаха и Усире подчеркивает заупокойное назначение статуэтки.

Т. е. пусть боги дадут возможность провозглашенным названным жертвам волшебным образом стать реальными. Во времена Нового царства часто ограничивались возглашениями, не принося настоящих жертв.

Все три причастия (abjw, jrjw, axjw) грамматически не согласованы со словом rmT, к которому они относятся. Первое причастие никак не согласовано, второе неверно согласовано в роде (нужно было написать окончание мужского рода, а написано женского), третье согласовано в числе, но не согласовано, как и предыдущее, в роде. Это не ошибки, а отражение процесса замены флективной морфологии префиксальной.

saj.w tn m ka.f — букв. «насыщайтесь двойником его!». Ср. «насыщаться должностями его», «насыщаться сопровождением его» — Wb. IV 15, 13-14. О царе как источнике пищи для египтян см. Богословский Е. С. Фактор государства в структурообразовании египетского общества второй половины II тыс. до н. э. // Государство и социальные структуры на древнем Востоке. M., 1989. С. 111-114. Подобные мотивы были особенно распространены амарнский период.

Hb(w).f nb nw pt — см. Wb. I 491, 5-6. Показатель множ. числа у слова Hb «праздник» не выписан, но поскольку «праздник всякий», то множ. число подразумевается, поэтому слова Hb(w) и pt соединены показателем генитива во множ. числе. То же сделано и в строке 8, где словосочетание повторяется.

Именно не после смерти, а еще при жизни; когда человек состарится, то он должен стремиться передать должность преемнику.

m Hnw можно понять и как сложный предлог (m-Hnw) «внутри» и, поскольку речь идет о столичном городе и о служащем местопребывания царя, «в резиденции»; оба словосочетания пишутся совершенно одинаково.

Переход от третьего лица к первому и наоборот, без всякой пометки в тексте, обычен для семитских языков. В египетском языке он тоже не редкость.


Локализация следует из надписи: статуэтка сделана в Мемфе для установки в главном столичном храме в те годы, когда в Мемфе находился царский двор.
Смысл должностного звания мною уже был объяснен1. Среди «послушных призыву фараона» встречаются телохранители, спальники, слуги, отвечавшие за порядок в разных помещениях дворца и прислуживавшие царю, когда он сидел на престоле, но не вельможи. В числе царской дворни встречаются лица обоего пола и разного возраста, в том числе и дети.

Датировка. Р. Энгельбах установил, что в 3-м году царствования фараон еще носил солнцепоклонническое имя Тутанхйот («Живой образ солнца»), а уже в 4-м году именовался Тутанхамуном. Судя по многобожеским надписям, обращению к Амуну, отсутствию каких-либо следов солнцепоклонничества, статуэтка сделана после переименования царя в Тутанхамуна2, т. е. после 4-го года царствования.

В надписях, найденных в гробнице Тутанхамуна, отмечены 4-й, 5-й, 9-й и 10-й годы его царствования3. В 1940 г. Р. Энгельбах удивлялся перерыву в датированных надписях между 5-м и 9-м годами4. Ему была неизвестна надпись 6-го года на ткани из находок в Долине царей 1908 г. Т. М. Дэвиса, изданная X. Уинлоком в следующем, 1941 г.5

Недавно издана еще одна надпись 8-го года Тутанхамуна (Ste. Univ. Liverpool Е. 593) с упоминанием царского писца, управителя сокровищницы Майа6. Это дает нам, во-первых, основание надеяться, что в скором времени будут изданы и тексты других лет царствования, а во-вторых, закрепляет правомерность сопоставления портретов Майа из Мемфе и Тутанхамуна, с одной стороны, и луврской статуэтки — с другой (как известно, в годы правления XVIII династии тип частного портрета определялся портретом правящего государя; индивидуальные портреты частных лиц были редкостью).

Факт переноса при Тутанхамуне столицы из Ахйота в Мемфе давно упоминается в научной литературе7; неясно было только — на чем основано это заключение8.

Между тем в Мемфе существовал царский гарем, управителями которого в ранге царских писцов были Хармин (Stat. Berlin 7305; Ste. Berlin 72749) и Птахмосе10. Особенно содержательным источником, упомнающим писца царского гарема иноземца ba-n-a, является Ste. BM 149, на которой изображены еще и «начальник прачечников владыки обеих земель» Хой и его сын, «писец места писем (т. е. канцелярии) фараона» Нахи11. Там же был построен первый поминальный храм Тутанхамуна, писцом сокровищницы которого начинал свою блистательную карьеру лукавый царедворец Майа; а ведь первоначально он скромно молил у богини Сахме возможности быть погребенным на западе Мемфе (Urk. IV 2079, 5-7)! Однако от 4-го до 8-го года царствования Тутанхамуна он не только вознесся до одной из высших должностей в государстве — должности управителя общеегипетской сокровищницы (Ste. Liverpool Е. 583), но и стал управителем работ по сооружению первоначальной гробницы Тутанхамуна в Мемфе (Urk. IV 2166, 6-12 = LD III 242 b)12; последнюю должность обычно занимал визир. Первая собственная гробница Майа, как и гробница главнокомандующего египетскими войсками Харемха, тоже найдена в Мемфе13.

Майа сделал свой вклад и в южную гробницу Тутанхамуна (в Уисе) — шавабти царя и его деревянное изображение на ложе14, когда в самом конце царствования молодого фараона столицей вновь стала Уисе, где и были сооружены последняя (дошедшая до нас) усыпальница царя и его новый поминальный храм.

Туда же, в Уисе, были переведены центральные государственные учреждения и двор; там, в Уисе, Майа вручал наместнику египетской Эфиопии Хойу знак его служебного достоинства; туда Хой приезжал ко двору царя15.

Следовательно, статуэтка Нефромпе сделана в те годы, когда двор Тутанхамуна находился в Мемфе, до переезда в Уисе, т. е. от 4-го года до 6/11-го года царствования Тутанхамуна16.

Аналогии можно было бы приводить до бесконечности, но одна совершенно поразительна — Stat. Louvre E 11555, поставленная для «послушного (призыву)» / вар. «начальника послушных (призыву) владыки обеих земель Taj»17. Статуэтки вставлены в подножие в обоих случаях совершенно тождественно: изображенный делает шаг вперед. Пропорции подножий совпадают полностью. Надпись на каждом расположена совершенно одинаково: начинают надпись два вертикальных столбца (направление справа налево), расположенных справа; затем идут пять строк горизонтальной надписи; начало надписи обращено к Птаху и включает три с половиной квадрата. При этом надписи разные! Если учесть, что обе статуэтки происходят из одного и того же места (Ж. Берландини датирует Stat. Louvre E 11555 тоже временем правления Тутанхамуна), то не останется места сомнению в том, что обе статуэтки вышли из одних рук.

Почерк надписей на Stat. Louvre I 852 и Stat. Louvre E 11555 почти тождествен, но на первой статуэтке пастовое заполнение иероглифов сохранилось только сбоку и на стойке статуэтки, а на второй — повсюду. Это пастовое заполнение искажает почерк резчика надписей и затрудняет их сопоставление.

STATUETTE OF A COURT ATTENDANT
OF THE TIME OF TUTANKHAMUN
(Stat. Louvre I 852)

Ye. S. Bogoslovsky

This is a first publication of the inscriptions on the remarkable statuette of an obedientary of Nfr-rnpt (obeissant a l’appel Nfr-rnpt) preserved in the Louvre (I 852) which is, according to the photographs presented by J. Vandier, and the description of the sculpture itself, a masterpiece of ancient Egyptian wood carving (Height — 43 cm).

Judging from the content of the inscriptions, which are translated in full into Russian and commented on, the statuette comes from Memphis, where the court premises were then situated and the Pharaoh lived. It falls into range of memorials described by J. Berlandini and J. van Dijk, and from its stylistic features should be dated to the time of Tutankhamun. A very close analogue, perhaps even from the hand of the same master craftsman, is another wooden statuette in the Louvre belonging to another priest of the royal palace in Memphis of the time of Tutankhamun’s reign (stat. Louvre E 11555).

Примечания:
1. Богословский. «Слуги»… С. 87-100, 122.
2. Engelbach R. Material for a revision of the history of the heresy period of the XVIIIth dynasty; // ASAE. 1940. Т. 40. Р. 160-163.
3. Cerny J. Three regnal dates of the Eighteenth Dynasty // JEA. 1964. V. 50. P. 38-39.
4. Engelbach. Op. cit. P. 163-164.
5. Winlock H. Е. Materials used at the embalming of King Tut-Ankh-Amun. N. Y., 1941. Внимание на надпись обращено в рец.: Capart J. // CdE. 1947. № 44. Р. 286 (прочитано «8 год»).
6. Amer А. А. М. A. Tutankhamun’s decree for the chief treasurer Maya // RdE. 1985. Т. 36. Р. 17-20. Pl. 1.
7. Heick W. Geschichte des Alton Agyptcn. Leiden — Koln, 1968. S. 214-215; Schneider. Op. cit. P. 22.
8. В топографической библиографии собраны не все сведения, см. Topographical Bibliography of ancient egyptian hieroglyphic texts, reliefs, and paintings. V. III: Memphis. Pt. 1. Oxf., 1974. P. 41-42. См. также Van Dijk J., Eaton-Krauss M. Tutankhamun at Memphis // MDIAK. 1986. Bd 42. P. 35-41. Pl. 4. Fig. 1-3; Van DijkJ. The development of the Memphite Necropolis in the Post-Amarna Period // Memphis et ses necropoles au Nouvel Empire. Nouvelles donnees. nouvelles questions / Ed. par A.-P. Zivie. P., 1988. P.37-46.
9. Zabkar L. V. A Study of the Ba concept in ancient egyptian texts. Chicago, 1968. Pl. 4.
10. Mercer S. A. В. The Gorringo Collection of Egyptian Antiquities // RT. 1914. Т. 36. Р. 176-178. Pl. IX.
11. Hieroglyphic texts from egyptian stelae, etc., in the British Museum. Pt. 9 / Ed. bv T. G. H. James. L., 1970. Pl. XXIII.
12. Cp. Schneider. Op. cit. P. 41-42; Богословский. Ук. соч. С. 119, 171. Прим. 165.
13. Urk IV 2084-2103, 2163-2166 и мн. др., а также Martin G. T. Excavations at the Memphite Tomb of Horemheb. Preliminary Report // JEA. 1976-1979. V. 62-65; idem. Le tombeau d’Horemheb a Saqqarah // BSFE. 1976-1977. Nos. 77-78. P. 11-25.
14. Картер. Ук. соч. С. 212-213; Desroches-Noblecourt. Vie ct mort. P. 88, 219. Fig. LIV; Tutankhamon et son temps. P. 158-161; Urk. IV. 2167. 4-18.
15. de Garis Davies N., Gardiner A. H. The tomb of Huy, viceroy of Nubia in the reign of Tut’ankhamun (№ 40). L., 1926. Pl. 5-6, 29, 31.
16. Высшей датой царствования Тутанхамуна Я. Черны считал 10-й год — см. Cerny J. Hieratic inscriptions from the tomb of Tutankhamun. Oxf., 1965. P. 4, 24. Pl. V. № 24; idem. Three regnal dates… P. 39. На основе анализа одной, к сожалению, ненадежно изданной надписи Ю. Я. Перепелкин допускает, что высшая дата может подняться до 14-го года царствования (Перепелкин Ю. Я. Кэйе и Семнех-ке-рэ. К исходу солнцспоклоннического переворота в Египте. М., 1979. С. 229-230).
17. Berlandini J. Petite statuaire memphite au Musee du Louvre: la dyade de Sementaouy et la statuette de Tchay // RdE. 1986. V. 37. P. 9-11. Pl. 2


Leave a Reply