Уважаемый посетитель!
Извините, что я обращаюсь к Вам с просьбой!
Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования читателей и я, Дамир Шамараданов, буду Вам очень признателен, если Вы окажете посильную помощь этому ресурсу.
Ваши денежные средства послужат дальнейшему наполнению сайта интересными, полезными и увлекательными материалами.
Можно перечислить любую суммe, хотя бы символическую.
БЛАГОДАРЮ ЗА ПОНИМАНИЕ!


Почтовые марки

Н. И. Владинец — История почтовой марки

Posted by

Н. И. Владинец — История почтовой маркиНачало в статьях

Почта — древнейший вид связи

Первые марки Англии

Рассмотрим историю появления почтовых марок в России. Русская почта является одной из старейших в Европе. Организации регулярных почтовых сообщений предшествовало создание в XIII веке так называемой ямской гоньбы, т. е. почтовых станций с лошадьми и ямщиками для перевозки гонцов и посыльных с приказами и донесениями. Постепенно совершенствуясь, ямская гоньба превращалась в специальную службу для передвижения и передачи письменных сообщении с регламентированным порядком работы. На Руси первые попытки организации регламентированной почты возникли при царе Иване Грозном стараниями одного из видных государственных деятелей допетровской эпохи — боярина А. Л. Ордын-Нащокина. Он организовал почту по разным трактам для почтовых сношений с Курляндией, Польшей, Литвой и Лифляндией (Ригой). Почта перевозилась на ямских лошадях выборными ямщиками. Смутное время и междуцарствие в начале XVII столетия помешали дальнейшему развитию почты на Руси, и только при Петре I началось налаживание внутренней и международной почты для почтовых сношений внутри страны и с заграницей. Эта организация в основном была закончена при Екатерине II. Учрежденный при Петре I департамент, находившийся в ведения коллегии иностранных дел, был выделен в самостоятельное учреждение, названное Главным почтовым управлением.

Оплата за пересылку почтовой корреспонденции производилась путем взноса денег в почтовую контору в размере, соответствующем весу почтового отправления и тарифу. На каждое письмо составлялась подробная ведомость. Почтовая контора определяла стоимость доставки почтового отправления, исходя из протяженности маршрута, степени срочности доставки, способов доставки письма.

Первые знаки почтовой оплаты в России были введены в виде штемпельных конвертов. 1 января 1845 г. появились почтовые конверты для писем, пересылаемых по почте в Финляндии, а с 1 декабря того же года — для столичной почты в Санкт-Петербурге. На конверте типографским способом был отпечатан почтовый знак — герб России, окруженный надписью «СПБ. Городская почта, за письмо 5 коп. сер., за конверт 1 коп. сер.» С 1 декабря 1848 г. конверты были введены для почтовых отправлений по всей России.

По представлению Главноначальствующего над почтовым департаментом 12 ноября 1856 г. было утверждено мнение Государственного Совета о введении марок для простой корреспонденции.

Марки разрешалось ввести на следующих основаниях:

«1. Определение способов, коими должны быть изготовлены штемпельные марки, и времени, когда они могут быть введены во всеобщее употребление, предоставить взаимному соглашению Главноначальствующего над почтовым департаментом и Министра финансов.

  1. Принятие штемпельных марок на месте их изготовления, рассылку оных, л равно и отчетность по сему предмету возложить на чиновников. определенных при почтовом департаменте дли заведывания штемпельными концертами.
  2. Употребление штемпельных марок, равно как и простых н штемпельных конвертов, предоставить на волю отправителей.
  3. Ценности штемпельных марок определить сообразно действующей весовой таксе, а именно: за однолотные — десять, двухлотние — двадцать и трехлотные — тридцать копеек серебром.
  4. Если случится, что подаваемое на почту письмо будет заключать в себе весу более трех лотов, то в таком случае предоставить подавителю налагать на оное дополнительную марку: однолотную, двухлотную и трехлотную. сообразно действительному весу письма.
  5. Продажу штемпельных марок учредить в столичных почтамтах, губернских, пограничных и уездных почтовых конторах, в почтовых отделениях и в других местах, где по усмотрению Главного Почтового управления будет сие признано нужным для удобства и облегчения публики.
  6. Для доставления публике возможности подавать на почту письма со штемпельными марками во всякое время, не ограниченное часами, назначенными для личной их подачи. предоставить каждому опускать эти письма в закрытые ящики, учрежденные для писем в штемпельных конвертах и выставленных везде, где существуют почтовые учреждения, на видных местах.
  7. Письма со штемпельными марками, как лично подаваемые на почту, так и опускаемые в ящики, взвешивать в почтовых местах обыкновенным порядком, и если в них окажется излишний противу ценности марок вес. то в первом случае требовать наложения дополнительных марок, а в последнем случае — оставлять такие письма без отправления и объявлять о том в газетах.
  8. В случае обнаружения пересылки в письмах со штемпельными марками денег и вещей, без объявления о том при самом отправлении, поступать на основании ст. 1549 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных.
  9. Виновных в подделке штемпельных марок подвергать согласно высочайше утвержденному 26 апреля 1848 г. (22211) мнению Государственного Совета взысканию на основании ст. 587 того же Уложения.
  10. Об окончательном утверждении настоящей меры, а вместе с тем, об отмене пересылки писем в простых и штемпельных конвертах, если еще признано будет нужным, предоставить Главноначальствующему над почтовым департаментом войти по соглашению с Министром финансов с особым представлением в Государственный Совет в то время, когда он. Главноначальствующий, опытом убедится, что штемпельные марки получили всеобщее употребление на всем пространстве империи».
Первая русская марка со штемпелем почтамта г. Одессы
Первая марка Финляндии (1856 г.), гашенная почтовым штемпелем

Интерес представляет и заключение специалистов Экспедиции заготовления государственных бумаг, находившейся в подчинении Министерства финансов.

В нем говорилось:

«1. Бумага для памятных марок не может быть изготовляема в Экспедиции, так как для подобного печатания необходима бумага гладкая, тонкая, машинная, которую необходимо приобретать на стороне.

  1. Следует выгравировать для образца два штемпеля.
  2. Необходимо купить 5 прессов и другие приспособления для печатания.
  3. Помещение для производства, печатания, сушки и склейки означенных марок должно состоять из 3 комнат с 7 окнами, по крайней мере.
  4. Людей потребуется 12 человек казенных мастеровых. 3 переплетчика и 1 счетчик. Печатание должно быть поручено опытному мастеру, дав ему в помощь подмастерья.
  5. Надо отгравировать штемпеля, подготовить матрицы и стереотипы. Выписать из-за границы прессы».

Форма новых марок тоже была предметом дискуссии. В отношении Главноначальствующего над почтовым департаментом от 10 декабря 1856 г. № 2180 говорилось: «Желательно принять для марок форму четырехугольную, как была, удобную для скорого и аккуратного отделения, окружив каждую марку непрерывным рядом зубчиков, как на марках английских и шведских, а если бы встретилось затруднение в приобретении для этой цели машинки, то первоначально изготовить марки без зубчиков и отрезать их ножницами. Если в последствии окажется более удобным приготовлять марки при почтовом департаменте, то все обзаведение, необходимое и фабрикации их. должно быть передано Экспедицией в Департамент».

20 октября 1857 г. были утверждены образцы марок, которые стали называться почтовыми марками, и в этом же году первая почтовая марка России поступила в продажу. В год выпуска на Петербургском почтамте было продано 7757 марок, а в 1858 уже— 1390632 марки. В Москве в 1857 г. марки не продавались, в 1858 г. их было продано 1241149 штук.

Подробно о подготовке и введении в обращение первой русской марки рассказано в статье Б. А. Каминского («Филателия СССР». 1970,   6, 7).

Царское правительство выделяло мизерные средства для развития почты. Почтовое обслуживание населения оставляло желать много лучшего. Например, на всей территории России в 1913 г. насчитывалось только 7618 предприятий связи, причем их сеть была чрезвычайно неравномерна. Достаточно сказать, что 80% почтовых контор находилось в Европейской России. На весь Туркестанский край их приходилось только несколько десятков. Многие населенные пункты находились от них на расстоянии сотен километров. Даже в центральных губерниях европейском части страны значительная часть населения вынуждена была прибегать к помощи почтовых предприятий, находящихся на расстоянии в 15—20 км. Сельское население вообще было лишено почтовой связи. Почта здесь, как правило. доставлялась только до волостных центров и не чаще одного-двух раз я неделю.

Первые почтовые марки Советского государства
Марка швейцарского кантона Базель, погашенная штемпелем красного цвета.

Коренное изменение произошло после Великой Октябрьской социалистической революции, когда почта стала достоянием всех трудящихся. В первые годы после революции в обращении находились марки прежних выпусков. В декрете, подписанном В. И. Лениным, говорилось:

«В связи с повышением почтовой таксы Совет Народных Комиссаров постановил:

Почтовые марки достоинством 1, 2. 3, 4. 5. 7, 10, 14, 15 и 20 коп. увеличить стоимостью при продаже и оплате корреспонденции в 100 раз.

Юбилейные царские марки с портретами царей изъять из обращения за ненадобностью».

12 октября 1918 г. в «Известиях» появилось сообщение: «О новых революционных почтовых марках.

С 15 октября поступают в продажу и обращение новые революционные почтовые марки стоимостью в 35 коп. — синяя, и в 70 коп. — коричневая. Означенные марки с указанного числа будут действительны для оплаты почтовых отправлении.

Народный Комиссар почт и телеграфов Подбельский»

Это были первые марки советского государства.

После Англии марки были введены н швейцарском кантоне Цюрих. В соответствии с решением от 21 января 1843 г. в марте того же года были выпущены две марки, отпечатанные литографским способом фирмой Оррель. Фюссли и К. Другой швейцарский кантон — Женева — выпустил свою первую марку в том же году, в то время как Базель еще два года обходился без марок. Знаменитая «Базельская голубка»—первая марка кантона Базель —  поступила в обращение 1 июля 1845 г. В 1843 г. были выпущены в свет и первые марки Бразилии. Решение об их выпуске было принято в декрете от 30 ноября 1841 г. о реформе почтовой системы.

Все новые и новые страны вводили у себя почтовые марки. В итоге во всем мире к 1900 г. было выпущено 15 428 марок, причем Англия с колониями выпустила 4975 марок. а вся Европа — 3665. В 1950 г. количество выпущенных в мире марок превысило 100 тысяч.

Даты выпуска марок в отдельных странах приведены в таблице, прилагаемой в конце книги.

Первые марки отделялись от листа с помощью ножниц. В 1854—1855 гг. а Англии появились первые марки с перфорацией. что значительно облегчило их отделение от листа.

Потребность в марках росла с каждым годом. В Испании. например, в 1850 г. было продано 5.7 млн. марок, а через 50 лет. в 1900 г. — 200 млн.

Увеличение количества выпущенных марок влекло и многообразие рисунков марок. В США уже в 1869 г. появились на марках изображения пароходов, паровозов и т. д.

Первая марка Греции (номинальная стоимость 1 лепта) 1861 г.

Если первые марки были предназначены только для оплаты корреспонденции, то с течением времени и ряде стран появляются марки специального назначения — для оплаты пересылки газет. пневматической почты, заказных писем, почтовых переводов, спешных отправлений, авиаписем и даже для дополнительной оплаты писем, сданных на почту после окончания работы почтового отделения.

Шведские марки в честь 100-летия шведских марок со штемпелем Международной филателистической выставки «Стокгольмиа-55»

В 1869 г. появились почтовые карточки. Первые же цельные вещи поступили в обращение вместе с первыми марками в 1840 г.— это были первые конверты Мальреди.

Почтовые ведомства начинают выпускать и специальные серии марок — юбилейные, памятные к многие другие. Первые марки с доплатой на благотворительные цели появились в австралийском штате Виктория. В Европе первыми благотворительными марками были марки России 1905 г.

Австрийские марки, посвященные Международном филателистическом выставке «ВИПА-65»
Финские марки, посвященные 100-летию финской почтовой марки, на конверте первого дня со спецгашением Международной филателистической выставки •Финляндия-56»
Лист бельгийских марок, посвященных Международной филателистической выставке «Бельгика-72»

Увеличение интереса к маркам влечет за собой и увеличение их выпуска. Появляются ловкие дельцы, использующие интерес коллекционеров в своих целях. Так, директор фирмы Гамильтон Банкнот К в Нью-Йорке Зеебек заключил с почтовыми властями Гондураса, Никарагуа, Сальвадора и Эквадора договор о поставке марок. Он обязался поставлять марки бесплатно в обмен на возвращение ему непроданных марок после изъятия их из обращения. Кроме того, ему было дано право допечатывать марки в неограниченном количестве. Зеебек полностью использовал свое право. За период с 1890 г. по 1899 г. для Никарагуа им было отпечатано 25 серий из 233 марок номинальной стоимостью 303,41 песо. Аналогично обстояло дело и с другими странами. Всего для четырех стран он выпустил 70 серий из 650 марок.

Возмущение коллекционеров этими действиями было настолько велико, что почтовые ведомства стран, с которыми Зеебек совершал сделки, аннулировали договора.

В наше время опыт Зеебека получил широкое распространение. В некоторых странах появились филателистические агентства, выпускающие и продающие марки от имени почтовых ведомств. Марки выпускаются в огромных количествах, превышающих потребности этих ведомств, причем отмечаются различные, даже самые незначительные события. Неоднократно делаются попытки выпускать марки от имени несуществующих государств, как, например, Республика Южно-Молуккских островов. Нагаленд, Государство Оман и т. д. Все выпуски ничего общего с почтовыми не имеют и рассчитаны только на неосведомленность филателистов.

Длительность процессов наклеивания и штемпелевания марок при массовых отправлениях привела к появлению франкировочных машин и автоматов, штемпели которых заменяют знаки почтовой оплаты.


Leave a Reply