Романтик-чудак Анри Руссо

Романтик-чудак Анри Руссо

Ответственный за материал:

Анри Руссо «Автопортрет с керосиновой лампой» 1903 год

Анри Руссо – художник из породы талантливых чудаков, сохранявших до конца жизни ощущение детства и волшебства.Наивный, странный чудак и романтик, над картинами которого смеялись и специально водили своих знакомых, чтобы повеселиться, глядя на них, открыл новое направление в искусстве.

От картин Анри Руссо веет таинственностью, светом, непосредственностью восприятия и чудом. Они  завораживают, в них есть та магия, сила которой заставляет повиноваться воображению художника,  как заставляет чарующая музыка выползать гадов на ее звуки, как на картине «Заклинательница змей».Художник  видел красоту и тайну там, где простому смертному все казалось обыкновенным и не стоящим внимания, он создавал атмосферу таинственности,а главное мог передать это в своих удивительных по силе воздействия картинах.Он никогда не был в джунглях, никогда не был в Мексике, как любил иногда фантазировать, все его таинственные картины создавались силой воображения и фантазии. Дальше Ботанического сада в Париже он нигде не бывал. Но именно этот сад стал для него источником фантазий, действовавших на него также сильно и таинственно, как действуют теперь на нас – его картины.

А.Руссо. Экзотический пейзаж. 1908 г.

Париж, Музей Орсе.

«Заклинательница змей». Ночь, луна, джунгли, таинственная природа, черная как ночь женщина, заклинающая дудочкой змей, выползающих на ее звуки из-под земли, из девственных лесов джунглей и  кустов.

Анри Руссо. Заклинательница змей. 1907 г.

Они поднимают к ней свои головы, вытягивают неимоверно длинные шеи и тела, подбираясь к заклинательнице  все ближе и ближе,  обволакивая ее,  замирая около нее, становясь ручными и послушными. В темноте не видно лица женщины, только две точки ее блестящих глаз на черном.Увлечение  джунглями началось у художника после посещение Ботанического сада в Париже: в 1891 году он написал первую работу на эту тему «Буря в джунглях». В центре картины тигр, его освещает молния, хлещет дождь, ветер срывает листву, но он весь в охоте, он ничего не замечает, он выслеживает свою добычу, готовясь к прыжку.

А.Руссо. Буря в джунглях. 1891 г.

Период работы над серией «Джунгли», длившийся более 15 лет,  был самым плодотворным. Художник создал свой, неповторимый сказочный мир, достигнув вершины мастерства в картине «Сон» (1910г.).  Первая картина серии была показана на выставке в Салоне Неизвестных и вызвала насмешки, но профессионалы сразу увидели в ней самобытный талант, детскую наивность и свежий оригинальный взгляд.Потом появились другие картины этой серии: «Атака тигра» (1904), «Женщина в тропическом лесу» (1905), «Заклинательница змей» (1907),  «Нападение тигра на буйвола» (1908), «Экзотический пейзаж» (1908), «Нападение тигра на быка» (1909) и другие.

А.Руссо. Нападение тигра на быка. 1909 г.

Они были необычны не только по сюжету, но и по композиции, цветовой гамме, деталировке деталей, четкости их исполнения, насыщенности одним цветом, но самых разных оттенков. Одними только оттенками зеленого, количество которых достигало пятидесяти, он мог создавать перспективу.Она ему никак не давалась, оставаясь тайной за семью печатями, потому что  Анри был самоучкой и не мог овладеть многими техническими приемами.Но он нашел способ как непрофессионализм сделать достоинством, как незашоренным академизмом взглядом открыть новый пласт в искусстве, отголоски которого мы видим  у Пикассо, Гогена, фовистов, сюрреалистов.  Новое направление, созданное им, принято называть «примитивизмом» или  наивным искусством.Второй картиной, поразившей меня так же, как и «Заклинательница змей», стала «Война или Всадница раздора» (1894). Ее тоже можно  отнести к серии «Джунгли». Поразила она не не только меня. На выставке  она вызвала бурную реакцию и первую положительную рецензию.

А.Руссо. Война или Всадница раздора. 1894 г.

Воительница войны скачет во весь опор на огромной черной лошади с мечом и огнем в руках. Она все уничтожает на своем пути: трупы покрывают землю, деревья стоят с сожженными листьями, черный цвет и огненные облака подчеркивают  ужас войны. Все сгорает в этом пламени бойни.Последняя работа художника «Сон Ядвиги» или просто «Сон» (1910)  вызвала у ценителей полный восторг. Среди джунглей  на диване лежит обнаженная молодая женщина. Джунгли в смятении: тигры присели на задние лапы, птицы всполошились от неожиданного появления красавицы в их доме, заклинатель то ли радуется, то ли заклинает красавицу.Свой сюжет Анри Руссо объяснял так: молодая женщина уснула и ей снится сон, что она оказалась в джунглях под звуки дудочки заклинательницы (опять Заклинательница!).

А.Руссо. Сновидение (Сон).

1910. Нью-Йорк. Музей современного искусства

Но на самом деле здесь художник  соединяет свой излюбленный сюжет с салонным изображением обнаженной Олимпии. Соединение несоединимого вызвало восторг и даже зависть. Такое мог позволить себе только непрофессионал и художник с совершенно невероятным видением мира.Одна из самых дорогих картин «Сон цыганки» была найдена уже после смерти художника. Вокруг нее начались споры, кому она принадлежит: сюрреалисту или Руссо. Все, кто знал художника, однозначно высказывались за его авторство.И только когда нашли письма, в которых художник описывает эту картину и что она вовсе даже не сюрреалистична, а как раз наоборот, убедило, что эта картина его. Анри Руссо действительно считал себя реалистом и был им в высшей степени. Так около  цыганки  мы видим кувшин, который был наполнен водой, потому что, объясняет Руссо, действие происходит в пустыне, где вода является источником жизни.

А.Руссо. Спящая цыганка. 1897 г.

Цыганка  устала и легла спать. В руках у нее трость, помогающая в пути, и музыкальный инструмент, верный спутник цыган. Вот только лев? А лев появился после того, как Анри Руссо услышал рассказ о святом Иерониме, к которому в пустыне приходил лев и он его кормил. Так почему бы и здесь не прийти льву к цыганке!В свое время эта картина так понравилась самому художнику, что он предложил ее купить мэру своего родного города Лаваля. Всего за 2000 или даже за 1800  франков он хотел оставить  городу память об одном из сыновей города. Мэр вежливо отказался. А через пятьдесят лет это полотно оценили в Лувре в 31 5000 новых франков.Есть у художника и другие замечательные картины: городские пейзажи, портреты, автопортреты и жанровые зарисовки. В последние годы он стал изображать движение, игру в мяч, например. Из этих картин мне очень нравится «Сельская свадьба». Я купила ее репродукцию в Музее Орсе и она долго стояла у меня на полке пока я ее кому-то не подарила.

А.Руссо. Сельская свадьба. 1904-1905 гг.

Несколько слов о жизни художника. Родился он в небольшом французском городке Лаваль в 1844 году. Родился в бедной семье, которая вскоре после его рождения разорилась, продала за долги дом и вынуждена была уехать из города.Но мальчик остался и жил при школе, где в то время учился. Потом  с ним случилась неприятная история, в результате которой он был осужден и вынужден был уйти в армию, чтобы  не попасть в тюрьму.После армии он устроился сначала судебным приставом, потом стал работать на таможне. Отсюда его прозвище «Таможенник». Работая на таможне, он много наблюдал за природой и рисовал деревья. Работа таможенником была несложной и у него была возможность рисовать.В своем творчестве он доходил до всего сам. Потом у него появилась возможность делать копии с картин в Лувре, с которыми он и начал выставляться. Анри Руссо во многом хотел следовать традиции, например, Делакруа, но у него все равно все получалось по-своему.В 49 лет он вышел в отставку и полностью отдался творчеству. Но денег не хватало, он всю жизнь нуждался. Тогда они с женой (уже второй) купили маленькую лавочку с канцтоварами, где он пытался продавать свои картины, но желающих их купить было мало.И он, чтобы зарабатывать  на хлеб, стал уличным музыкантом. Личная жизнь у него не складывалась. Он пережил двух жен, из девяти детей, рожденных в первом браке, семь умерли в детстве, а потом,уже будучи взрослым, умер и сын. Осталась одна дочь, но с ней он виделся очень редко. Его отдушиной были природа, краски и музыка.

А.Руссо. Мост в Севре. 1908 г. Эрмитаж

Кроме художественного дара, Анри Руссо был  наделен музыкальным талантом и литературным словом. В свое время он был отмечен наградами за музыкальные произведения. Можно только удивляться, как после всех ударов и несчастий он не сломался и в свои шестьдесят шесть  лет по новизне стиля, цветовой палитре и энтузиазму не отставал от своих более молодых коллег.В 1910 художника не стало. Умер он в нищете от случайной раны на ноге, которой он не придал значения, но она стала гноиться, поднялась температура, появился озноб. Врач поставил диагноз «белая горячка». Анри Руссо отправили в больницу, где он вскоре скончался от заражения крови и начавшейся гангрены.

А.Руссо. Женский портрет. 1895 г.

Похоронили Руссо на кладбище  для нищих, рядом с могилой  стояло всего несколько верных его друзей.  Аполинер написал карандашом эпитафию художнику, которую позднее выгравировали на памятнике.

«Милый Руссо, ты нас слышишь? Мы приветствуем тебя, Делоне, его жена, Господин Кеваль и я. Пропусти наш багаж без пошлины к небесным вратам. Мы доставим тебе кисти, краски, холсты, Чтобы свой священный досуг, озаряемый светом истины, Ты посвятил живописи, И чтобы, как когда-то меня, ты написал звездный лик».

Дочь художника после смерти отца  разорвала и выбросила все его рисунки и картины, не считая их достойными: в их доме никогда не было картин Анри Руссо. И когда друг художника Делоне после смерти пришел к нему  домой, чтобы забрать его рисунки и картины, он ничего не нашел, ни одного рисунка, ни одной картины. Все превратилось в пепел. Сохранились только газетные вырезки с рецензиями, которые художник тщательно подклеивал в свои записные книжки.

Видео по теме


Оставить комментарий