Уважаемый посетитель!
Извините, что я обращаюсь к Вам с просьбой!
Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования читателей и я, Дамир Шамараданов, буду Вам очень признателен, если Вы окажете посильную помощь этому ресурсу.
Ваши денежные средства послужат дальнейшему наполнению сайта интересными, полезными и увлекательными материалами.
Можно перечислить любую суммe, хотя бы символическую.
БЛАГОДАРЮ ЗА ПОНИМАНИЕ!


Петербурговедение, краеведение

С. Филиппов — Площадь революции — Соединились берега

Posted by

Предыдущая глава — Все флаги в гости…

Как ни кажется это странным сегодня, но среди многочисленных указов, изданных Петром I по поводу строительства новой столицы, был и указ, запрещавший возводить в Петербурге мосты. Царь преследовал благую цель: хотел приучить горожан к воде. Известно, что свое детище Петр видел в облике некоей Северной Венеции с реками и каналами, по которым плывут гондолы, лодки, суда… Он был очень ревнив ко всему, что могло нанести ущерб водным протокам, — запрещал сбрасывать в них мусор, сплавлять по ним неокоренный лес. Петр опасался, что мосты помешают движению судов по Неве. Специальный указ царя требовал, чтобы «не только хозяева домов, но и каждый не совсем бедный постоялец имел у берега во всякое время перевозное судно, которое бы употреблялось точно же, как на сухом пути кареты и коляски». Поэтому первые мосты через Неву появились только после смерти Петра.

В 1727 году навели Исаакиевский наплавной мост —  он начинался на Исаакиевской площади и вел на Васильевский остров. Лишь через шестьдесят лет появился второй — Воскресенский; он как бы продолжал Воскресенский проспект (ныне проспект Чернышевского).

Кировский мост.
Кировский мост.

В 1794 году его передвинули ниже по реке, к Летнему саду. Отсюда по мосту можно было попасть на Троицкую площадь, на Петербургскую сторону, потому и стал он называться Петербургским.

В 1826 году на Неве появился третий наплавной мост. Он соединил площадь перед Марсовым полем, на которую за несколько лет перед этим перенесли из глубины Марсова поля памятник А. В. Суворову, с Троицкой площадью. Этим объясняются перемены в названии моста: вначале он недолго именовался Суворовским, потом стал Троицким.

Троицкий мост уже не был полностью наплавным: береговые его части покоились на каменных устоях (три каменных пролета, примыкающих к площади, и сейчас являются частью Кировского моста). Однако в остальном он мало отличался от других наплавных сооружений. Проезжая часть покоилась на барках-плашкоутах, удерживаемых якорями и расчалками. Несколько секции меняли положение для пропуска судов. Наплавной мост через Неву у Троицкой площади просуществовал до начала XX века. Это было чрезвычайно неудобно, особенно когда на реке шел или устанавливался лед. Тогда мост попросту убирался, сообщение с другими частями города нарушалось.

Еще в конце XVIII века были разработаны проекты вполне совершенных в техническом отношении постоянных мостов через Неву. Создал эти проекты выдающийся русский механик Иван Петрович Кулибин. По его предложению берега Невы должны были соединиться огромной деревянной аркой, под которой свободно могли проходить суда, не убирая парусов. Кулибин сделал в Таврическом саду большую модель моста, ее видел и одобрил выдающийся математик Леонард Эйлер. Кулибин предложил и проект трехарочного моста из железных конструкций, с разводным пролетом для прохода крупных кораблей. В мировой технике той поры подобный проект разрабатывался и предлагался впервые.

Однако понадобились не годы — десятилетия, чтобы на Неве появился первый постоянный переход. Это был построенный из 1850 году по проекту русского инженера С. В. Кербедза Благовещенский мост (впоследствии он назывался Николаевским, а в годы Советской власти получил имя лейтенанта П. П. Шмидта). И лишь в 1897—1903 годах построили постоянный Троицкий мост.

До начала строительства Троицкого моста был проведен конкурс на лучший проект, в котором наряду с русскими инженерами участвовали иностранные, среди них знаменитый Густав Эйфель, создатель поражающей воображение башни в Париже. После долгих споров был принят проект французской фирмы «Батиньоль». По всей вероятности, выбор определило наметившееся в тот период русско-французское сближение (на торжественной закладке моста присутствовал президент Франции Ф. Фор). Но нельзя не признать и инженерных достоинств проекта. Французские проектировщики В. Шаброль и Р. Патульяр применили много технических новшеств, ранее разработанных русскими конструкторами. Это относится и к основной идее — перекрыть главные пролеты стальными фермами консольно- арочного типа. Благодаря этой системе удалось уменьшить объем опор, сделать их не такими грузными, как, например, у Литейного моста, построенного ранее. В окончательной разработке проекта участвовали выдающийся русский ученый-мостостроитель Н. А. Белелюбский, архитекторы Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев, Г. И. Котов, скульптор М. А. Чижов.

Кировский мост разведен...
Кировский мост разведен…

Сооружение было открыто в 1903 году, когда праздновалось 200-летие Петербурга. Силуэт десятипролетного моста казался легким, хотя вес только металлических его конструкций превышал 11 тысяч тонн. Мост сразу удачно вписался в сложившийся облик этой части города, богатой историческими и архитектурными памятниками. На мосту установили фонари, украсив их изображениями цветов, плодов, животных. Каждая из речных опор имела в одной плоскости с решетками трехветвистый фонарь. Осветительные колонны аналогичного стиля со временем установили и посреди проезжей части.

Троицкий мост еще долго оставался самым длинным переходом через Неву (582 метра), пока в 1965 году не уступил первенства мосту Александра Невского.

Вместе со строительством моста начали одевать в гранит набережные. Работы велись по проекту архитектора Л. И. Новикова и инженера Ф. Г. Зброжека. Берег у Троицкой площади укрепляли еще в петровское время. Позднее, в тридцатых годах XIX века, сделали деревянную набережную, но наводнения систематически разрушали ее.

Теперь расширили прибрежную территорию, выдвинув ее в русло реки местами до 80 метров. Не всегда это расширение диктовалось необходимостью. Так, известен случай, когда «расширяться» пришлось потому, что некий владелец участка земли на набережной запретил строителям… вступать на него. Никакие уговоры, посулы не помогли: частная собственность! Набережную пришлось сооружать в этом месте на несколько лет позже и с… воды.

Вдоль реки по направлению к Большой Невке протянулся гранитный парапет. Он прерывается в одном месте — напротив Домика Петра I, где устроен 20-метровой ширины спуск к Неве. В 1907 году лестницу украсили гранитными изображениями мифологических львов-лягушек «Ши-цза». В старом Китае, откуда львы привезены, такие скульптуры помещали перед входом во дворцы и усыпальницы. Установку скульптур на набережной консультировал архитектор Л. Н. Бенуа. Серый маньчжурский гранит хорошо сочетается с серым сердобольским гранитом набережной. На постаментах надпись: «Ши-цза из Гирина в Маньчжурии привезена в Санкт-Петербург в 1907 году». Высота скульптур — 4,5 метра, вес — 2,4 тонны.

После революции Троицкий мост стали называть мостом Равенства. В 1934 году он переименован в Кировский.

В год 50-летия Советской власти мост словно пережил свое второе рождение. Перестройка коснулась главным образом той части моста, которая примыкает к левому берегу Невы. Здесь соорудили по проекту инженера Г. М. Степанова и архитектора Ю. И. Синицы новый разводной пролет. Раньше, пропуская суда, он поворачивался на опоре, как турникет, ставя «крылья» параллельно течению. Теперь, как у всех остальных мостов через Неву, «крылья» разводного пролета поднимаются вверх. Ширина пролета достигла 43,2 метра. Эти работы были связаны с реконструкцией Волго-Балтийского водного пути, который открыл доступ в Неву крупным кораблям. Что же касается каменных арочных пролетов, примыкающих к площади Революции, то они остались конструктивно неизмененными. Были реставрированы лишь украшения этой части моста.

…Окончание в 1903 году строительства постоянного моста через Неву вновь сделало Троицкую площадь местом для строительства особняков знати. На углу Большой Дворянской улицы и Кронверкского проспекта (ныне — улица Куйбышева и проспект М. Горького) появился дворец, которому суждено было войти в историю Великого Октября.

Следующая глава — Штаб большевиков


Leave a Reply