Уважаемый посетитель!
Извините, что я обращаюсь к Вам с просьбой!
Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования читателей и я, Дамир Шамараданов, буду Вам очень признателен, если Вы окажете посильную помощь этому ресурсу.
Ваши денежные средства послужат дальнейшему наполнению сайта интересными, полезными и увлекательными материалами.
Можно перечислить любую суммe, хотя бы символическую.
БЛАГОДАРЮ ЗА ПОНИМАНИЕ!


Коллекционирование

Сергей Соломахин — «Приключения» Нового года и новогодней открытки

Posted by

Празднования Нового года в том виде, который привычен для нас, царская Россия не знала. Начнем с того, что Новый год 1 января (пусть и по старому стилю) в Российской империи праздновали далеко не все подданные. Ведь Новый год не был самостоятельным праздником, он был частью рождественских празднеств, длившихся до Крещения. Хотя царь Петр I своим указом велел с 1700 года праздновать Новый год 1 января под страхом наказания и праздник этот в определенных слоях российского общества прижился, все же он носил второстепенный характер, а первостепенным считалось именно Рождество (которое, напомним, в ту эпоху праздновалось не после Нового года, как сейчас, когда мы живем по григорианскому календарю, а, до него). На Рождество ходили в гости, устраивали застолья и массовые гулянья, веселились. На Новый год же собирались, в основном, в семейном кругу.

Но, естественно, Рождество было праздником лишь для православных подданных империи. Мусульмане, жившие в Поволжье, Туркестане, и на Кавказе, буддисты, проживавшие на Дальнем Востоке и Средней Азии, евреи, населявшие в основном Юг России и Малороссию, Рождество не праздновали. Более того, у них был и свой собственный Новый год, не совпадавший с Новым годом по православному календарю — соответственно, мусульманский, буддистский и еврейский.

В мусульманских аулах и еврейских «местечках» Российской империи рождественских елочек и Дедов Морозов 1 января встретить было невозможно. Лишь советские времена принесли общий для всех Новый год и елочки на всем пространстве СССР — от Ташкента до Владивостока.

Сергей Соломахин - «Приключения» Нового года и новогодней открытки
Ростов-на-Дону, 1920-е гг. Демонстрация против «буржуазного праздника»

Впрочем, в советский период тоже не все было гладко с этим любимым теперь праздником…. С переходом на новый стиль, согласно декрету большевиков от 1918 года, первый Новый год, совпавший с европейским, пришёлся на 1919 год. В результате перехода к европейскому календарю, возникает советский феномен, так называемый Старый Новый год, приходившийся на 13 января. При этом Новый год широко не отмечали, а по- прежнему праздновали Рождество. В многочисленных рассказах про Ленина и ёлку, речь идёт про ёлку рождественскую, а не новогоднюю. Даже в 1924 году, незадолго до его смерти, по желанию Владимира Ильича, в Горках давали «рождественскую» ёлку для детей. Однако вскоре одним из лозунгов становления социалистической культуры стал клич коммунистической партии: «Все на борьбу с религиозным дурманом!» Новогодний праздник попадает под молот антирождественской агитации. Об этом периоде напоминают идеологически выверенные тексты. Прямой призыв борьбы с Рождеством содержится в стихотворении Семена Кирсанова:

«Елки сухая розга,
Маячит в глазище нам.
По шапке Деда Мороза,
Ангела — по зубам».

Можно вспомнить и такое «шуточное» творение Валентина Горянского:

«Скоро будет Рождество —
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Костный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.
Тот, кто елочку срубил
Тот вредней врага раз в десять,
Ведь на каждом деревце
Можно белого повесить!»

1928 год. Война против праздничной елки продолжается. Поводом для очередной вспышки негодования послужило размещенное в «Правде» объявление Универпочты о рассылке наборов елочных украшений. В редакции рабоче-крестьянских газет посыпались письма возмущенных читателей: «Меня, как безбожника, ведущего антирелигиозную пропаганду среди учащихся и рабочих, удивляет, почему газета «Правда» в своих объявлениях на весь СССР публикует, что Универпочта предлагает ЕЛОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ… Предлагаю Универпочте поставить на вид за то, что она способствует старому быту, рассылая всякую мишуру и разную дребедень для украшения елок».

Начиная с 1929 года, упоминание Рождества было официально отменено («красный день» календаря стал обычным рабочим днём пятидневки) и фактически введен запрет на его празднование в рамках атеистической кампании, проводимой в СССР. Специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений.

И только 28 декабря 1935 года в «Правде» было опубликовано письмо Первого секретаря Киевского обкома Павла Постышева: «Б дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года елку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины. Организации детской новогодней елки наши ребятишки будут только благодарны. Я уверен, что комсомольцы примут в этом деле самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком. Итак, давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!»

С этого момента идеологи сменили тактику и стали трактовать елку как атрибут не рождественского, а новогоднего праздника. Звездным часом зеленой гостьи стал 1935 год, когда, впервые за время большевистского правления, по инициативе члена Президиума ЦИК СССР П. Постышева в Харькове был организован детский новогодний утренник. Спустя 11 месяцев секретариат ВЦСПС вынес решение: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить». Дед Мороз, ёлка (дерево и связанные с ним новогодние «ритуалы»), подарки под ёлкой — все неизменные атрибуты старого Рождества по велению атеистов сделались «новогодними». Вифлиемскую звезду на ёлке сменила советская пятиконечная, аналогичная тем, которые установили на башнях Кремля. В январе 1937 года у Деда Мороза появилась обязательная спутница — Снегурочка, истоки которой лежат в языческой мифологии.

Сергей Соломахин - «Приключения» Нового года и новогодней открытки
Павел Постышев возвращает детям елку и Новый Год, 1935 г.

С 1930 по 1947 год 1 января в СССР был обычным рабочим днём. А 23 декабря 1947 года, указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января объявлено праздничным и выходным. Празднование Нового года, как новая советская традиция, возможно, впервые описана в рассказе «Чук и Гек» Аркадия Гайдара 1939 года. В послевоенное советское время также появились собственные атрибуты Нового года: советское шампанское, мандарины, салат «оливье», бой курантов, во время которого нужно обязательно загадать желание, торжественное обращение государственного лидера к гражданам страны.

Если в Российской империи в новогоднюю ночь проводились балы, то в советское время на смену им пришли, как и в ряде других стран, новогодние огоньки и застолья, которые сопровождают традиционные песни, такие как «В лесу родилась ёлочка» и «Пять минут».

В 1954 году впервые зажглась главная ёлка страны — Кремлёвская. Газета «Правда» от 1 января 1936 года над фотографией Сталина поместила поздравление «С Новым годом, товарищи, с новыми победами под знаменем Ленина — Сталина!». В том же году впервые с новогодним поздравлением по радио обратился председатель ЦИК СССР Михаил Калинин.

Советская новогодняя открытка берет начало в 1939 году, когда «Изогиз» наконец-то отозвался печатным поздравлением «С Новым годом». В 1940-м году новогодние открытки издавали фотографическим способом, в 1941 году серию открыток «3 Новим роком» издали в Харькове.

Новую жизнь и особую агитационную роль советская новогодняя открытка обрела во время Великой Отечественной войны. Она стала олицетворением героико-патриотической символики, ведь необходимо было поднять дух бойцов и их близких в тылу. Такова военная Новогодняя открытка — «Смерть немецким оккупантам!» Новыми лозунгами советских открыток стали: «Папе на фронт!» «С новыми производственными победами, с Новым годом!», «Привет с фронта!», «Новогодний привет героическим защитникам Родины!». Патриотические лозунги подкреплялись соответствующими пожеланиями: «Воин Красной Армии, бери пример с героев Гражданской войны! Будь героем!» или «Товарищи бойцы, политработники и командиры, во имя Родины на полный разгром врага вперед!». Даже сказочные персонажи не оставались в стороне от политической жизни страны: Дед Мороз на открытках гнал метлой или автоматом фашистов, а Снегурочка стала медсестрой.

После войны по всей стране пошли гулять военные трофеи — фотокопии рождественских открыток разгромленной Германии. К началу 50-х годов жизнь в разрушенной войной стране наконец-то налаживается, и вот в 1953 году снова начался массовый выпуск советских новогодних открыток. На первых послевоенных открытках чаще всего изображались счастливые ребятишки и их мамы.

Подлинный расцвет советских открыток пришелся на 60-ые годы. Увеличилось количество новогодних сюжетов, Дед Мороз теперь активно летал на самолетах и в ракетах, боролся за мир, водил поезда, разносил почту, пахал землю, строил БАМ, плавил металл и даже беседовал по дефицитному в те времена телефону! Такие открытки приятно радовали глаз с витрин газетных киосков, традиционно заполненных неброской советской продукцией, и пришлись по душе всем гражданам — их с гордостью дарили, ими украшали дом, бережно коллекционировали в альбомах.

В годы освоения Севера на новогодних открытках стали красоваться пингвины с красным флагом и дети в национальной одежде. Не редкость — роскошные Новогодние балы, где «культурно отдыхают» разодетые пары. Еще один типичный советский сюжет — окно, из которого виден строящийся многоквартирный дом для «счастливых советских семей». Здоровый образ жизни тоже активно пропагандировался на советских новогодних открытках…

Тема новогодней открытки обширна, а наиболее интересные и показательные образцы вы можете увидеть в предлагаемом каталоге-альбоме.

Сергей Соломахин, коллекционер


Leave a Reply