Элитный блок ссылок. Заказ качественной рекламы ЗДЕСЬ!
☭ ☭
Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Я, Дамир Шамарданов, благодарю за вклад, который Вы сделаете.

В. Г. Белинский — Полное собрание сочинений в 13 томах. 1. Рассуждение

Том 1

П. Л. Доброе воспитание всего нужнее для молодых людей.[1]

Рассматривая человека со стороны нравственной, мы видим, что он родится не разумным, но только способным быть разумным, и чтоб быть таковым, ему нужен продолжительный опыт. По свойству своей бессмертной души он одарен способностями, по сложению своего тела он имеет страсти. Способности человека от обстоятельств могут или развертываться и усовершенствовываться, или заглушаться и тупеть. Страсти человека делятся на благородные и низкие. Первые из них, направленные к доброй цели, управляемые рассудком, делают человека благороднейшим и отличнейшим от существ обыкновенных,[2] коим не известны чувствования душ возвышенных. Они служат ему побуждением и орудием к произведению великих действий. Впрочем, и самые благородные страсти, ежели они имеют ложное направление, если кипящее их стремление не обуздывается силою рассудка,— суть не что иное, как фанатизм, и следствия их так же вредны, так же пагубны, [как] и следствия[3] страстей низких.

Мы выше сказали, что человек имеет только способность и средства быть разумным. Младенец — сей новый житель мира — ни о чем не имеет понятия: он выходит из рук природы совершенно ничего не знающим, не имеющим[4] идей и едва чувствующим собственное свое бытие, и то только со стороны физической. Чтобы сделаться существом разумным, он должен вполне удовлетворять этой сильной страсти любопытства, этой неутомимой жажде познаний, которые вложены в него самою природою; должен изощрять, образовывать свои способности. Посему от хода обстоятельств человек может умом своим или уподобиться ангелам и возвышаться мыслями, подобно орлу быстропарящему, — или быть подобным бессловесным животным и пресмыкаться в прахе, подобно червю презренному.

Человек, чтобы достигнуть возможного совершенства, должен[5] просветить свою душу науками и возвысить оную теми благородными, возвышенными впечатлениями, которые доставляются изящными искусствами. Чтобы дать страстям доброе направление, образовать сердце, просветить ум, нужно хорошее воспитание.[6]. Впрочем, человеку для достижения возможного совершенства сего еще мало: он должен знать[7] свои отношения к ближним, различные обязанности в рассуждении оных. Он должен знать общие обычаи своего отечества и частные условия общества, среди которого находится. Кто живет в оном, кто имеет с людьми сношения, в груди кого горит чистое, святое пламя любви к подобным себе, тот и сам желает, чтобы его любили. Часто случается, что и самый просвещенный и даже добродетельный человек, но не знающий сих условий света, не имеющий сей утонченности в обращении, которые отличают человека истинно воспитанного от других, при всей своей любви к людям нередко отвращает их от себя; часто самые добрые его поступки принимаются за худые и желание сделать добро за намерение причинить зло. Всё это может произойти от недостатка воспитания. Впрочем, под словом: воспитание я разумею не одно пустое знание светских приличий; нет: просвещение ума, образование сердца и соединенная с оными утонченность обращения — вот что составляет истинно доброе воспитание. Отнимите хотя одно из этих трёх условий его,[8] и здание оного разрушится.

Счастливы те молодые люди, которые имеют случай под руководством опытных, ученых, добродетельных и образованных наставников усовершенствовать себя и предуготовить[9] к опасному, хотя и весьма непродолжительному пути по трудной дороге жизни. Но стократ счастливее, если они, чувствуя пользу доброго воспитания, своим стремлением к усовершенствованию, своею ревностию приближиться к предположенной цели, облегчают труды своих наставников. Какие неоцененные блага доставляет человеку доброе воспитание как[10] нравственное, так и физическое! Какие выгоды доставляет оно ему в общежитии! Сравните человека грубого, необразованного с человеком воспитанным. Первый при самой доброте своего сердца, раздражая своею грубою, неуместною откровенностию самолюбие людей, отвращает их от себя и возбуждает их к себе ненависть. Второй же, не оскорбляя их самолюбия, дает им смелые уроки и при всем том невольно привлекает к себе любовь их. Нравственному воспитанию человек обязан тем просвещением, тем образованием, тем благородством в поступках, тою утонченностию в обращении, тою нежностию, тою добротою, которые отличают его от людей невежественных, ослепленных предрассудками,[11] от людей грубых, необразованных. Физическое воспитание должно быть соединено с нравственным. Оно доставляет крепость телу, дает ему ловкость, гибкость, приятность в движениях, предохраняет человека от болезней и делает здоровым[12] до самой смерти. Древние персы[13] нравственное воспитание детей своих всегда соединяли с физическим.

Автограф последней страницы «Рассуждениявоспитании>». Институт русской литературы (Пушкинский Дом) Академии Наук СССР.

Словом: воспитание есть первое благо человека, первая необходимость: от него зависит судьба всей его жизни. От воспитания он может сделаться или добродетельным Сократом, или развращенным[14] Нероном.[15]

Первые впечатления всегда живо и сильно поражают душу младенца: они долго сохраняются в ней и действуют на всю нравственную жизнь его. Счастлив он, ежели первые впечатления его были благородны, если первый очарователь его была святая добродетель; но горе, горе ему, ежели гнусные, отвратительные картины порока первые пленили его неопытную душу, его младое сердце! Несчастия,[16] от развращения и порока происходящие, будут преследовать его до самой смерти; ненависть и презрение будут спутниками его жизни. Доброе воспитание![17] ты одно, предохраняя юную душу младенца от вредных впечатлений, пленяя ее высокими образцами добродетели, можешь сделать его истинно счастливым. Ты одно можешь удалить от взоров его картины подлые, низкие и очаровать оные картинами благородными, изящными; словом, одно ты производишь людей добродетельных[18] и делаешь их счастливыми.

Воспитание юношества имеет большое влияние на судьбу целых политических обществ. Оно или образует истинных, верных сынов отечества, или производит бесполезных членов.[19] История народов то доказывает. Могли ли древние греки не победить персов, когда каждый грек с самого своего младенчества питался высокими и благородными впечатлениями, когда с самых юных дней дыханием его была свобода; душою —  любовь к родине; мыслию — слава; когда его душа была возвышена выше сферы чувств обыкновенных? Могли ли им противостоять[20] эти раболепные персы, эти подлые, низкие рабы своих жестоких деспотов, пред которыми они пресмыкались в прахе? Каждому персиянину с самых юных лет внушаемы были чувства рабства и унижения, которые превращались в самую природу и составляли отличительный характер персов.

Итак, доброе воспитание в частности есть первое благо всякого молодого человека, основание всех его добродетелей, источник его счастия; в общности же оно есть подпора всех политических обществ, источник народного благосостояния, и потому доброе воспитание всего нужнее для[21] молодого человека.


[1] «Рассуждение» — первое дошедшее до нас произведение Белинского. Написано оно в конце 1829 г., когда критик был на первом курсе Московского университета. Возможно, что это — студенческое сочинение.

Впервые «Рассуждение» в отрывках было напечатано в «Русской старине» (187б, т. XI, январь, стр. 64), а затем в том же виде перепечатано в ПссБ. Найденный позднее подлинник, по которому «Рассуждение» было впервые полностью опубликовано Н. И. Мордовченко (см. «Литер, наследство», т. 55, стр. 291—296), хранится в Институте русской литературы (Пушкинский Дом) Академии Наук СССР. По этому же подлиннику печатается «Рассуждение» и в yастоящем издании.

Рукопись «Рассуждения» — на пяти листах в четвертку простой писчей бумаги. Листы не нумерованы. Орфографические и мелкие стилистические правки внесены в рукопись другими чернилами, рукой Белинского. В конце рукописи дата: «1829 года, декабря 12 дня» и подпись: «Виссарион Белинский».

Две начальные прописные буквы в подзаголовке (П. Л.) расшифровать не удалось.

Записи на лицевой стороне шестого листа, следующие за текстом «Рассуждения» и приписанные при публикации его в «Литер, наследстве» (см. выше) Белинскому, принадлежат брату критика, Константину Григорьевичу Белинскому.

[2] После: обыкновенных — было: и низких

[3] Вместо: [как] и следствия — было: как и действия

[4] После: имеющим — было: ни

[5] Вместо: Человек, чтобы достигнуть возможного совершенства, должен — было: Чтобы человеку достигнуть возможного совершенства, он должен

[6] Вместо: доброе направление ~ хорошее воспитаниебыло: его благородное направление и образовать сердце, нужно доброе воспитание

[7] Вместо: должен знать свои — было: должен свои

[8] Вместо: его—было: а) воспитания б) оного

[9] Вместо: предуготовить — было: приготовить

[10] После: как—было: в

[11] Вместо: обязан тем ~ ослепленных предрассудками — было: обязан тому просвещению, тому образованию, тому благородству в поступках, той утонченности в обращении, той нежности, той доброте, которые отличают его от людей, погруженных во тьму невежества и ослепленных гибельными предрассудками

[12] Вместо: делает здоровым — было: продолжает здравие его

[13] Слово: персы — подчеркнуто карандашом и на полях против него неизвестной рукой карандашом же написано: греки?

[14] Вместо: или развращенным — было: или злобным и развращенным

[15] После: Нероном—было: Рассмотрим причины сего положения:

[16] Вместо: Несчастия — было: Всегдашние несчастия

[17] После: воспитание! — было: только

[18] Вместо: добродетельных — было: добродетельными

[19] После: бесполезных членов — было: ни к чему негодных

[20] Вместо: противостоять — было: сопротивляться

[21] После: для — было: всякого

Связь с владельцем сайта возможна через мессенжер Фейсбука
Вы также можете написать мне на почту.

© Портал Дамира Шамарданова. 2010-2020.

Подробнее в Литература, Публикации
В. Г. Белинский — Полное собрание сочинений в 13 томах. Том 1. От редакции
публикация
Фрэнсис Годвин — Человек на Луне или необыкновенное путешествие, совершённое Домиником Гонсалесом, испанским искателем приключений, или воздушный посол

Космонавтика
А. Голиков, И. Смирнов — По дорогам космоса (собаки в космосе) «Огонек» 1961 г. №14 (2.04.1961) 

Закрыть