Элитный блок ссылок. Заказ качественной рекламы ЗДЕСЬ!
☭ ☭
Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Я, Дамир Шамарданов, благодарю за вклад, который Вы сделаете.

Крит и Микены

Хронология истории человечества.

2000-1200 годы до н.э

Проблемы исследования

Историческая наука заинтересовалась средиземноморской культурой лишь после раскопок Генриха Шлимана в Микенах (Арголида, Пелопоннесский полуостров, 1876) и Артура Эванса в Кноссе на о. Крит (начиная с 1900). Вскоре были обнаружены руины крепостей, дворцов, поселений и множество предметов архаической эпохи. Стало ясно, что все это — следы единой древней культуры. Ей дали название крито-микенской, или минойской (по имени легендарного царя Миноса).

Среди наиболее важных находок археологов — глиняные таблички из Кносского дворца. Они свидетельствуют о существовании на Крите в глубокой древности двух разработанных в разное время систем письменности. Более древнюю, восходящую к концу III тысячелетия до н.э., назвали линейным письмом А, а другую, датируемую примерно XV в. до н.э., — линейным письмом Б. В 1939 г. глиняные документы с письмом Б нашел Карл Блеген при раскопках г. Пилос (XV—XII вв. до н.э.) на западном побережье Пелопоннеса. Затем фрагменты подобных глиняных табличек были обнаружены и в Микенах.

Сегодня известно до 1500 документов линейного письма А и более 5000 — письма Б. Последнее в 1952 г. дешифровал Майкл Вентрис, письмо А все еще не поддается прочтению, и многие важные вопросы остаются невыясненными. Современное состояние научных знаний пока не позволяет воссоздать полную картину развития минойской культуры. Особую трудность представляет отсутствие точных исходных дат. Удалось разработать лишь относительную датировку, изучая последовательность строительства, повреждений и реконструкции Кносского дворца, сравнивая обнаруженные при раскопках предметы с изделиями древних египтян, чья история известна лучше.

Древний дворцовый период

Первые поселенцы (вероятно, из Малой Азии) появились на Крите около 7000 г. до н.э. После раннеминойского периода (2600—2000 до н.э.) на острове начался период расцвета, чему способствовала гибель Трои, торгового города на северо-западном побережье Малой Азии (ок. 2200 до н.э.). К этому моменту критяне располагали флотом, развивая который они постепенно взяли под свой контроль основные торговые пути Средиземноморья. Значение слова Крит остается неизвестным; египтяне называли жителей острова кефтиу.

Период экономического подъема и усиления Крита отмечен строительством первых («старых») дворцов. Всего на Крите обнаружено пять дворцов: в Кноссе, Като-Закро, Маллии, Фесте, Агиа-Триаде. Они служили экономическими, политическими и религиозными центрами довольно обширных областей с поселениями городского или деревенского типа. От этих центров пролегали торговые пути в Египет, Западное Средиземноморье, на сирийское побережье (Угарит, Северная Финикия), в континентальную Грецию, где критяне обрели значительное влияние. «Старые» дворцы Крита были разрушены около 1700 г. до н.э., очевидно, катастрофическим землетрясением.

Новый дворцовый период

После катастрофы критяне на прежних фундаментах построили еще более пышные дворцы, несомненно, предварительно укрепив администрацию и расширив торговлю. Наивысшего расцвета Крит достиг в XVI в. до н.э. На о-вах Эгина, Хиос, Кифера, Мелос, Родос и в Милете были созданы торговые базы, торговые связи простирались до Липарских о-вов на западе и Митаннийской империи в Месопотамии на востоке. Но уже в конце века Крит утратил экономическое и политическое влияние. Катастрофические последствия имело извержение вулкана на острове Фера (современный Санторин) в 160 км от Крита. Вместе с большей частью острова погибла одна из важнейших факторий критян, гигантские волны потопили большую часть их флота, землетрясение привело к массовому бедствию на самом Крите.

К середине XV в. до н.э., так и не оправившись от катастрофы, Крит оказался под властью пришельцев из континентальной Греции — ахейцев. Это подтверждается археологическими находками, а главным образом сведениями, полученными в результате расшифровки линейного письма Б. Установлено, что к 1450 г. до н.э. в Кносском дворце жили новые обитатели, хоронившие своих воинов по ранее неизвестному здесь обряду и говорившие на одном из архаических диалектов греческого языка. Старое линейное письмо А уже не отвечало их потребностям, и, приспособив минойскую письменность к греческому языку, они разработали линейное письмо Б.

Окончательный закат Крита датируется примерно 1400 г. до н.э. Именно тогда в результате нападения врагов или внутренних усобиц сгорел последний из больших дворцов.

Возвышение Микен

В XVI—XIII вв. до н.э. период расцвета переживала континентальная Греция эпохи бронзы. Главенствовали здесь ахейцы. По названию одного из их наиболее важных городских центров — Микен древнейшую культуру континентальной Греции часто называют микенской. Между тем она явилась лишь завершением минойской культуры в целом.

Происхождение микенцев (ахейцев) неизвестно, как и греческого языка. Видимо, еще в XXII в. до н.э. на север Пелопоннеса вторглись завоеватели, говорившие на неизвестном здесь языке. Позже эти племена проникли в Центральную Грецию, где смешались с местным населением. Таким образом был заложен этнокультурный фундамент будущего микенского общества.

Примерно с 1600 г. до н.э. Микены развивались под сильным влиянием Крита. Царские гробницы Микен 1600—1500 гг. до н.э., найденные Шлиманом, наглядно свидетельствовали о богатстве микенской культуры того периода. Микенцы в совершенстве владели обработкой металла. Они укрепили свое влияние не столько оружием, сколько расширением торговых связей.

Расцвет и упадок Микен

К 1450 г. до н.э. влияние Микен возросло настолько, что они взяли под контроль Кносс на Крите и критский флот, «унаследовав» вместе с ним и торговлю критян с Южной Италией, Кипром, Малой Азией, Палестиной, Египтом. Около 1300 г. до н.э. Микены установили гегемонию над существовавшими в континентальной Греции небольшими рабовладельческими государствами с центрами в Пилосе, Фивах, Тиринфе, Иолке и Орхо- мене. Именно тогда и были возведены циклопические крепостные сооружения, великолепные купольные гробницы (толосы). Могущество Микен нашло отражение в позднейшей греческой мифологии: именно в этом «златообильном», по словам Гомера, городе происходят события, о которых повествуют легенды. Микенская культура погибла под ударами дорийских завоевателей, около 1200 г. до н.э. разграбивших основные микенские центры. Закату Микен способствовали и углубившиеся к этому времени внутренние противоречия.

Экономика и взаимосвязь средиземноморских центров

Многочисленные минойские постройки на Крите и высокоразвитое критское изобразительное искусство служат доказательством того, что уже с древнего дворцового периода хозяйство здесь было централизованным и эффективным. Дворец являлся и хозяйственным центром, и резиденцией правителя, и местом деятельности бюрократии, и жилищем художников и ремесленников, и складом разнообразных изделий и продуктов. Крестьяне и ремесленники были обязаны сдавать сюда часть своей продукции, а уже здесь принималось решение о вознаграждении, перераспределении и торговле. Обмен товарами облегчала сеть дорог, ведших в основном на юг — к портам, через которые торговали с Египтом. Морская торговля шла через зарубежные торговые базы, например, в финикийском Угарите. Экспортировали масло, зерно, предметы декоративно-прикладного искусства, керамику. Ввозились золото, серебро, медь, олово, слоновая кость. О всех торговых операциях в каждом дворце вели записи. Расшифрованные надписи говорят о том, что критское общество было строго иерархичным, хотя до сих пор не выяснено, правил ли на Крите монарх и были ли там средние слои населения. У микенцев дворцы тоже служили центрами власти, ремесла и искусства. Первоначально основу микенской экономики составляли зерновое земледелие и животноводство. Лишь позже главенство приобрела торговля, к 1400 г. до н.э. став основным источником доходов. Микены экспортировали продукцию сельского хозяйства, оружие, посуду, произведения искусства. Развитие торговли способствовало развитию ремесел.

По некоторым сведениям, возглавлял микенскую общественную пирамиду абсолютный монарх, он же верховный главнокомандующий, крупнейший землевладелец и наиболее влиятельный купец. Из представителей аристократии правитель назначал послов, высших чиновников и военачальников. Крупные землевладельцы распоряжались сельскохозяйственными угодьями. Окрестности Пилоса, например, были поделены на 16 владений. Низший слой общества составляли рабы и различные категории лично несвободных, а наиболее широкий слой населения — свободные крестьяне, ремесленники и поденщики. Но истинно свободным и независимым был лишь монарх.

Религия, искусство, архитектура

Сведения о религии Крита можно почерпнуть главным образом из произведений изобразительного искусства. Поэтому многое остается неясным. Храмы на острове не обнаружены. Местами отправления культовых обрядов были пещеры (в Камаресе), святилища в рощах и на холмах и дворцы. Божества изображались зачастую в облике женщины, что говорит о почитании Богини- Матери. Наиболее распространенными культовыми символами были двойной топор для умерщвления жертвенных животных и рога. Можно с большой долей вероятности предполагать культовый характер игр, во время которых акробаты перепрыгивали через быка: сохранилось немало изображений подобных сцен.

Искусство Микен также воспроизводило культовые обряды, подчас с критской символикой. Однако, несмотря на бесспорное критское влияние, микенская религия была самостоятельной. Глиняные таблички из Пилоса подтвердили, что почитание богов-олимпийцев (Зевса, Геры, Ареса, Афины) пришло в классическую Грецию из Микен.

Об архитектуре Крита позволяют судить остатки городских поселений (Гурния, Палекастро) с мощеными улицами и тесно застроенными кварталами 2-3-этажных домов, часто с общими стенами. О благоустройстве свидетельствуют находки терракотовых водостоков и ванн. Построенные около 2000 г. до н.э., «старые» дворцы представляли собой огромные 2-3-этажные сооружения с многочисленными пристройками, обрамлявшими большой прямоугольный внутренний двор. Парадные залы, жилые комнаты, коридоры, переходы, лестницы, мастерские, склады и т.д. образовывали сложнейшую систему. Эмоциональное воздействие этих сооружений на человека отразилось в древнегреческом мифе о Лабиринте. В основном те же принципы планировки сохранили и «новые» дворцы, возведенные на руинах «старых» в XVII—XVI вв. до н.э.

В отличие от критской, микенская архитектура имела подчеркнуто фортификационный характер. Дворцы в Микенах и Тиринфе защищены мощными крепостными стенами из каменных глыб весом до 12 т.

Дворцы и дома богатых горожан и на Крите, и в микенских центрах украшали фресками и произведениями декоративно-прикладного искусства: терракотовыми статуэтками, вырезанными из камня, или керамическими расписными вазами. Монументальная скульптура не получила развития у минойцев, и скульптурные изображения здесь редки. Знаменитые Львиные ворота в Микенах — один из немногих образцов монументальной ахейской пластики (XIV—XIII вв. до н.э.). Стенопись и вазопись Крита и Микен стилистически близки, но отличаются тематикой. Излюбленные сюжеты мастеров Крита — орнаментальные природные мотивы и культовые сцены. Для микенского искусства более характерны сцены войны и охоты.

Высшего совершенства на Крите, а затем в Микенах достигло ювелирное искусство, в том числе резьба по драгоценным и полудрагоценным камням (глиптика), а также художественная обработка металлов (торевтика). В богатых захоронениях минойцев найдены многочисленные драгоценные изделия из серебра, золота, инкрустированной бронзы и др. Наиболее древние из них — критского происхождения, более поздние сделаны микенскими мастерами по критским образцам. Под их влиянием со временем был выработан собственно «микенский» стиль.

Если Вам попался запороленный архив, а пароль я не указал, то на всякий случай сообщаю, что пароль у всех архивов одинаковый - это домен сайта - shamardanov.ru

Связь с владельцем сайта возможна через мессенжер Фейсбука
Вы также можете написать мне на почту.

© Портал Дамира Шамарданова. 2010-2021.

Подробнее в История человечества
Мумии, гробницы, сокровища

Сведения о первых людях в Америке

Медь вытесняет камень

Закрыть