Элитный блок ссылок. Заказ качественной рекламы ЗДЕСЬ!
☭ ☭
Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Я, Дамир Шамарданов, благодарю за вклад, который Вы сделаете.

Лев Яковлевич Леонидов – Как мы снимали Ленина (Советское фото, № 1, 1926 год)

Хроника истории России. Ленин.

Лев Яковлевич Леонидов (1889—1952) — российский и советский фотограф, мастер портрета и фоторепортажа, автор широко известных изображений Ф. И. Шаляпина и В. И. Ленина, фотокорреспондент журналов «Огонёк» и «Советское фото».

По вопросу об отношении Владимира Ильича к съёмкам, Н. К. Крупская указывает, что Вл. Ильич не любил сниматься, но, по ее точным словам, «подчинялся горькой необходимости». Внешне, однако, Владимир Ильич перед съёмщиками не выявлял какой-либо досады, нетерпения, неудовольствия, и добродушно подчинялся этой «горькой необходимости» — пишет Г. Болтянский в книге «Ленин и кино».

Не спорю: быть может, для Вл. Ильича съёмка и была «горькою необходимостью», но замечательно, что за все прошедшие годы В. И. не давал нам этого почувствовать ни одним словом, ни одним движением.

Я говорю о конце 1918, 19 и 20 годов, о том периоде, когда Вл. Ильич был так обременен и перегружен огромной государственной работой.

Съёмка обычно приурочивалась к каким-нибудь большим событиям, как, например, партсъезд или конгресс Коминтерна, и если вспомнить, что в эти моменты мы успешно для себя — изредка, конечно—отвлекали внимание Вл. Ильича для фотографирования, то становится особенно ценным и незабываемым чуткое отношение В. И. к труду «даже» фото-репортера, чего, увы, и до сих пор нельзя сказать о других вождях и ответственных работниках. Товарищам, снимающим на партсъездах, съездах Советов и конгрессах, известно, как трудно, например, засиять тов. Зиновьева, как не уговорить на съёмку тов. Сталина или тов. Бухарина.

В начале 1919 г. в «Центропечать», где я заведовал фото-отделом, утром прибыл Вл. Ильич для записи граммофонных речей. Дождавшись окончания записи, я обратился к В. И. с просьбой сняться у рупора. Вл. Ильич охотно согласился.

Через два часа после этого заведовавший «Центропечатью» тов. Б. Малкин по дороге в Кремль завез Вл. Ильичу законченную фотографию с этого снимка. В. И. был удивлен быстротой выполнения и доволен.

В то же утро Вл. Ильич не отказался сняться в группе сотрудников, записывавших его речи для граммофона, несмотря на то, что каждая минута у В. И. была рассчитана.

Во время съёмки, пока я усаживал группу, произошло характеризующее Вл. Ильича объяснение с прибывшим из Берлина спецом-механиком граммофонных аппаратов. Немец, гр. Кибарт, пожаловался Вл. Ильичу, что с ним нарушают договор: он должен был получать свое жалованье в иностранной валюте, а ему выдают «руссише папирбонен» (русскими бумажками).

— Вы сами понимаете, герр Ленин, что я на эти бумажки ничего не могу купить!..

Вл. Ильич успокоил немца и тут же твердо внушил заведующему отделом:

— Надо уметь выполнять договор с иностранцем. Немедленно урегулируйте этот вопрос в Наркомфине.

В тот же день немец, конечно, получил полное удовлетворение.

В том же 1919 году в Кремле, в Митрофаньевском зале, происходила новая запись речей Вл. Ильича.

Расставив аппарат и подготовив магний (было темно), я дожидался конца записи, во время которой В. И. пришел в очень доброе настроение, случайно оговорившись в рупор.

Речь шла о революции в Венгрии. Вл. Ильич начинает:

— Когда я по радио говорил с тов. «Радио» (повторяет) — «Радио-Кун» (вместо «Бела- Кун») — и тут же сам расхохотался во всю… Воск воспринял и «Радио-Кун», и добрый хохоток Вл. Ильича.

Заведующий записью тов. Бронштейн прервал запись и предложил:

— Владимир Ильич, хотите послушать, что Вы сказали? — Затем он поставил мембрану. Воск точно передавал голос, смех и «Радио-Куна».

— Это удивительно! — сказал Вл. Ильич: — Я в первый раз слышу свой собственный голос. Впечатление такое, что говорит не то еврей, не то француз. — И Вл. Ильич продолжал добро посмеиваться. Как известно, В. И. выговаривал грассируя букву «р».

Я воспользовался хорошим настроением Вл. Ильича и попросил его сняться. Каракулевая шапка у него была надвинута на лоб, пальто накинуто на плечи; усталое, бледное лицо.

— Я простужен, — ответил он. — Здесь холодно, я пальто снять не могу. Давайте уже в другой раз.

Я не повторил своей просьбы, не настаивал, по, очевидно, изумительно чуткий Ильич заметил огорчение, невольно отразившееся на моем лице, и тут же сказал:

— Ну, хорошо! В пальто хотите? Снимайте, только недолго. — И, надев пальто в рукава, В. И. поправил шапку.

Я наскоро, волнуясь, чтобы не задержать Вл. Ильича, сделал снимок. Проявил. Выражение лица В. И. получилось немного суровое, совсем не характерное для его, всегда удивленно-добродушного на фотографии, лица.

Этот снимок впоследствии получил большое распространение.

—-

И до и после этого я снимал Вл. Ильича в различные моменты. В одном из снимков группы делегатов IX съезда РКП—В. И. улыбается. Хорошее выражение.

Затем — съёмка в Кремле. Март 1920 г. Вечерело. Накрапывал дождь. Звонок из секретариата ЦК партии: «Приезжайте снимать». Машина. Через 6 минут я был в Кремле, на лестнице здания ВЦИК, перед группой товарищей, вернувшихся с подавления Кронштадтского мятежа. Вл. Ильич стоял среди товарищей, нежно заглядывал в глаза рядом с ним стоявшему делегату, раненому в Кронштадте и сплошь перевязанному, и о чем-то с ним беседовал.

В. И. терпеливо ожидал, покуда кто-то побежал наверх, в зал заседаний, за задержавшимся Л. Д. Троцким и другими товарищами. Снимок был сделан. Пока товарищи интересовались и осведомлялись у меня, как получить снимок, В. И., попрощавшись со всеми за руку, быстро удалился к себе.

Вспоминаю еще один момент. В день похорон Я. М. Свердлова, вечером, происходило открытие IX съезда РКП. Все находились в подавленном состоянии. Вл. Ильич и другие товарищи очень устали. Было неловко даже заговаривать о съёмке. _ Однако, профессиональное чувство одержало во мне верх над другими чувствами.

Без всякой надежды на успех, я в перерыве робко попросил у Вл. Ильича разрешения снять президиум, тогда очень полно представленный ленинским ядром (человек 20). Я был поражен мягким тоном В. И., с каким он ответил:

— Товарищ, сейчас нельзя, в конце заседания можете снять.

Так я и сделал.

—-

До сих пор я касался тех моментов, когда мне посчастливилось в моей фотографической работе непосредственно соприкоснуться с Вл. Ильичом и снимать, осведомляя его об этом заранее.

На улице же, на Красной и других площадях, во время торжеств и годовщин, мы всегда стремились сделать съёмку для Вл. Ильича и других товарищей незаметной. Полнота картины, естественность положений и поз, разумеется, от этого очень выигрывали.

Из снимков В. И. Ленина в кабинете популярны: бюст В. И. — снимок М. С. Напельбаума (1917 г.) и «Ильич за Правдой» — П. Оцупа.

Из наружных съёмок Вл. Ильича, хранящихся в Институте Ленина, представляют огромный исторический интерес работы ряда московских товарищей.

Особо надо отметить работы лучшего художника фоторепортера — покойного А. И. Савельева. Очень много и добросовестно поработали и оставили прекрасные негативы т. т. В. А. Быстров (покойный), Г. П. Гольдштейн, Н. Алексеев, К. Кузнецов, П. Усов и В. Лобода, а также ленинградские т. т. Я. В. Штейнберг и бр. Булла.

Вместе с постоянной горечью и печалью, что Ильича уже нет с нами, мы, фотографы, счастливы, что судьба нас так близко сталкивала с нашим вождем, с великим Лениным.

Л. Леонидов

Приводимый на следующей странице портрет представляет собой выделенную часть снимка «Речь В. И. Ленина на Свердловской площади в день отправки войск на польский фронт», сделанного 5 мая 1920 г. Л. Леонидовым.

Об этом снимке Г. Болтянский, ошибочно приписавший его Гольдштейну, говорит: «Фигура Ильича, изогнувшегося в волевом порыве, и общий план четко вырисовывают грозность момента и передают повышенное настроение находящихся там, где-то за трибуной, масс. Что-то подъёмное и сильное в этой фотографии-картине. Это — поистине художественная картина, через документальность фотографии передающая необычайно ярко всю драматичность момента. Я не знаю ни одной-художественной картины, где бы Ильич — вождь, грозный судья и разоблачитель империалистов, был бы так выявлен, как в этой фотографии».

Если Вам попался запороленный архив, а пароль я не указал, то на всякий случай сообщаю, что пароль у всех архивов одинаковый - это домен сайта - shamardanov.ru

Связь с владельцем сайта возможна через мессенжер Фейсбука
Вы также можете написать мне на почту.

© Портал Дамира Шамарданова. 2010-2021.

Подробнее в История, История России. Хроника, Публикации
античность
Список сохранившихся произведений классической древнегреческой литературы

История Древней Греции (под редакцией В.И. Кузищина) — Глава V. Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI—IX вв. до н. э.

библиография
Библиография серии «Этнографическая библиотека» со ссылками на скачивание

Закрыть