Элитный блок ссылок. Заказ качественной рекламы ЗДЕСЬ!
☭ ☭
Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Я, Дамир Шамарданов, благодарю за вклад, который Вы сделаете.

Неолитическая революция. X-III тысячелетия до н.э.

Раннее: Путь к Homo sapiens. От истоков до X тысячелетия до н.э.

Прогресс, обусловленный началом обработки земли

Важнейшей причиной кардинальных изменений в развитии человечества в период между X и III тысячелетиями до н.э., называемый неолитом (новый каменный век), стало начало обработки земли.

Археологические находки позволяют выделить в рамках каменного века несколько эпох. Первая начинается с появления человека и продолжается до X (VIII) тысячелетия до н.э., для нее характерно использование оббитых камней и отщепов. Во вторую эпоху уже появляются обработанные и отшлифованные каменные орудия с наконечниками из металла (X—III тыс. до н.э.). Британский исследователь Джон Лаббок ввел в 1865 г. для первой эпохи название «палеолит» (древний каменный век; от греч. palaios — старый, древний и lithos — камень), а для второй — «неолит» (новый каменный век; neos — новый). С 1892 г. переходный период (X—IX тыс. до н.э., для некоторых районов — VIII—V тыс.) стали называть мезолитом (средний каменный век; mesos — средний). Обработка почвы в неолите оказала такое существенное влияние на жизнь человека, что говорят о неолитической революции в истории человечества. Сознательное выращивание растений создало условия для развития общества, что привело к появлению первых цивилизаций (к III тыс. до н.э.).

Благодаря обработке земли людям эпохи неолита удалось впервые в истории приспособить естественную среду обитания к собственным потребностям. Люди каменного века были неразрывно связаны с природой и зависимы от нее, поскольку потребляли только естественные продукты. В эпоху неолита возникает уже производящее хозяйство. Достижения в хозяйственной жизни — получение излишков продовольствия, появление новых видов орудий труда и строительство оседлых поселений — делали человека относительно не зависимым от окружающей природы.

В период неолитической революции, продолжавшейся около семи тысячелетий, были заложены материальные и духовные основы культур Месопотамии, Египта, Китая, Японии и древней Америки. Коренное изменение материальной, художественной и религиозной сторон жизни людей произошло после появления письменности в Месопотамии и Египте к III тысячелетию до н.э.

Предпосылки перехода к обработке земли

В конце древнего каменного века люди заселили почти всю покрытую растительностью поверхность Земли, за исключением полярных областей и некоторых островов в южных широтах.

Обрабатывать почву начали в зависимости от удаленности территории от ледников. Период таяния льда, то есть конец палеолита, продолжался тысячелетия. В приграничных районах оно началось еще на рубеже XI—X тысячелетий до н.э., но уже через две тысячи лет ледник отступил из Центральной Европы. Скандинавия освободилась ото льда к VI тысячелетию до н.э. К северу передвинулась и граница тундры, за ней — граница хвойных и далее — лиственных лесов. Очагом неолитической революции, таким образом, стали самые удаленные от ледника области на Ближнем Востоке, в Месопотамии, Египте и Восточном Средиземноморье.

Обработка почвы началась около VIII тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке, в области «плодородного полумесяца», ограниченной отрогами горных цепей Загроса и Тавра и реками Тигр и Евфрат. Почти одновременно обрабатывать почву стали в Восточной Азии, Мексике и Перу. Британский ученый Гордон Чайлд считает причиной зарождения земледелия изменение климата в конце ледникового периода: люди расселялись в пригодных для жизни районах, концентрация людей и недостаток продовольствия способствовали началу обработки почвы. Некоторые исследователи, например Роберт Дж. Брейдвуд (1960), полагают, что климатические условия не играли столь значительной роли, так как раньше всего земледелие зародилось там, где длительное время сосуществовали рядом люди и животные.

Люди древнего каменного века приобрели обширные знания о материалах, используемых при производстве орудий труда, оружия, одежды и посуды, устройстве жилищ. Эти знания позволяли им находить новые источники добывания пищи и способы охоты. Вместо крупных животных, мамонтов и северных оленей, объектом охоты стали туры, дикие свиньи, олени, косули и лоси. Охотники должны были отлично знать повадки животных, перемещавшихся по территории, на которой люди уже жили оседло. Охотники и собиратели изучали территорию вокруг своих поселений, чтобы находить новые виды продуктов питания растительного и животного происхождения. Это позволяло собирателям на длительный период оседать в районах с изобильными источниками пищи. Для хранения излишков съестных припасов требовались большие сосуды, которые было трудно транспортировать.

В районе «плодородного полумесяца» произрастал злак с крупными зернами. Это была дикая пшеница. Процесс доместикации, то есть превращения дикорастущего растения в культурное, произошел в тех местах, где этот злак рос в большом количестве на ограниченных территориях.

Опыты исследователя в области земледелия Джека Р. Харлана показали, что дикая пшеница отличалась такой густотой произрастания, что семья древнего собирателя за три недели работы могла собрать больше зерна, чем ей было необходимо на целый год.

Стихийный процесс доместикации

Первыми растениями, которые стали сеять люди, были пшеница и ячмень. Окультуренные растения настолько изменились по сравнению с дикорастущими, что выведенные сорта уже не могли произрастать без вмешательства человека.

Селекция происходила не осознанно, а в результате приспосабливания и стихийного отбора, который проводили собиратели эпохи неолита.

Дикая пшеница размножается, когда зрелые колосья раскрываются и из них выпадают зерна. Длинная и жесткая ость помогает им с помощью ветра улетать далеко от материнского растения и после падения на землю прочно закрепляться в почве. Этот способ размножения, естественный в природе, создавал древнему собирателю неудобства. Он либо должен был собирать незрелые колосья, либо терял много зерен при сборе урожая. Вероятно, именно эти недостатки и стали причиной окультуривания пшеницы, то есть отбор обусловили аномалии в строении колоса и физиологии нормального растения. Многие растения вследствие генетических дефектов не могли вытряхнуть зерна из колосьев и поэтому не могли размножаться. Таким образом, у собирателей оказывалось большое количество зерен, оставшихся в колосьях, и их доля в урожае постепенно увеличивалась.

Когда урожай убирали в жилище, часть зерен, вероятно, теряли, и некоторые из них падали в плодородную почву, так как поселения обычно находились вблизи водоемов и вдали от гористой местности, где преимущественно произрастала дикая пшеница. Растения, взошедшие на следующий год, относились, как правило, к тому виду, который не мог разбрасывать зерна. Кроме того, они росли ближе к селению, поэтому их собирали в первую очередь. Постоянное повторение этого стихийного отбора привело к тому, что в конце концов самые большие и урожайные поля пшеницы оказались вблизи поселений. Решающий шаг к обработке земли в прямом смысле был сделан тогда, когда люди стали хранить и регулярно высевать собранные зерна.

Первым растением, которое начали культивировать в Китае к началу IV тысячелетия до н.э., было просо. Родиной его дикорастущего предка были безлесные районы в среднем течении Хуанхэ, где распространены лессовые почвы. Уже в начале III тысячелетия до н.э. в деревнях Северного Китая повсеместно выращивали просо. Эти поселения были довольно большими (в них иногда жили до 600 человек). Множество обнаруженных при раскопках хранилищ зерна свидетельствует о высоком уровне земледелия.

Каменные топоры: три этапа обработки — от начального до завершающего (каменный век; Берлин, Музей первобытной истории)

Рис — важнейшую сельскохозяйственную культуру Китая — выращивают с конца III тысячелетия до н.э. Его дикая разновидность росла в субтропических районах Южного Китая. Доместикация же риса, вероятно, произошла в Южной Индии или Юго-Восточной Азии.

Найдены подтверждения еще более ранней обработки почвы в Юго-Восточной Азии. В Таиланде были обнаружены семена культурных сортов фасоли и гороха, выращенных в VIII тысячелетии до н.э. Рис здесь возделывали, вероятно, на несколько тысячелетий раньше, чем в Китае. Одновременно началось возделывание растений в Мексике и Перу. В Мексике с ее разнообразными климатическими условиями и видами почв для этого были особенно хорошие предпосылки. В результате появилось несколько видов съедобных дикорастущих растений. Однако в Мексике они росли на обширных пространствах, поэтому, в отличие от Ближнего Востока, переход к оседлому образу жизни здесь произошел несколько позже. Первые развитые цивилизации в этом регионе сложились почти на две тысячи лет позже, чем в Месопотамии (к началу I тыс. до н.э.).

В Центральной Америке важнейшим компонентом пищи была кукуруза. Первые находки, связанные с этим растением, относятся к 5200—3400 гг. до н.э. Еще раньше выращивали тыкву и бобы. Подтверждения существования земледелия в эпоху неолита в Америке были найдены в пещерах у Мексиканского залива южнее Рио-Гранде (ок. VII тыс. до н.э.).

Высокогорные районы Перу, богатые водой и животными, были заселены, вероятно, еще к XV тысячелетию до н.э. Наиболее древние находки, свидетельствующие о выращивании растений, датируют ранее 5600 г. до н.э. Особые климатические условия прибрежных областей Тихого океана не создавали благоприятных предпосылок для развития сельского хозяйства. Здесь хорошо росла только тыква. В этом районе растения систематически выращивали лишь с середины III тысячелетия до н.э., когда на Тихоокеанское побережье из внутренних районов континента проникла технология возделывания культур.

Так, почти во всех частях Старого Света стали культивировать пшеницу, ячмень, овес, чечевицу и горох; в Америке возделывали тыкву, авокадо, фасоль (бобы) и кукурузу; в Восточной Азии — миндаль, бобы, огурцы, горох, пшеницу и просо, которое вплоть до II тысячелетия до н.э. было в Китае важнее риса. Благодаря тому что пищи было достаточно, охотники меньше рисковали и гибли, они больше не убивали своих новорожденных (что неизбежно для выживания кочующих охотников). В результате существенно возросла численность населения. Часто людей на определенной территории становилось так много, что они не могли прокормиться, поэтому отдельные группы отправлялись на поиски новых мест.

Пантера, приготовившаяся к прыжку (раннешумерская эпоха, ок. 3500—3300 до н.э., известняк; Берлин, Музей первобытной истории)

Разведение животных

Знания о разведении животных люди получили уже в верхнем палеолите, когда отдельных диких животных не убивали, а оставляли размножаться. Более совершенные способы охоты, например загонная охота, когда все стадо попадало в ловушку и животных можно было не спешить убивать, способствовали их одомашниванию. Разведение коз и овец, ранее других прирученных в Персии и Анатолии (к началу VII тысячелетия до н.э.), имело еще и то преимущество, что эти животные жили стадами и поэтому привыкли следовать за вожаком. Если в естественных условиях животные сами выбирали вожака, то теперь это делали люди, отдавая предпочтение более послушным и плодовитым животным. Находки в районе Али- Кош в современном Иране на севере Персидского залива свидетельствуют о том, что одомашненные козы и овцы существовали приблизительно с середины VII тысячелетия до н.э. Их выращивали не только на мясо, но и для получения молока и шерсти. Свиней, одомашненных здесь к началу VI тысячелетия до н.э., не разводили в больших количествах, потому что они требовали много корма и были переносчиками болезней. Туры на Ближнем Востоке считались священными животными, символом мужественности и силы. Собаки стали домашними животными, очевидно, к XV тысячелетию до н.э.

Одомашненные козы и овцы — добыча царя Тиглатпаласара III (новоассирийский рельеф, VII в. до н.э.; Лондон, Британский музей)

Одомашненные позвоночные в X—III тысячелетиях до н.э. (по Фредерику Эверарду Цойнеру, 1963)

Вид

Период

Район одомашнивания

Использование

северный олень

Х тыс. до н.э.

Северная Евразия

тягловое животное,

коза

VII тыс. до н.э.

Персия, Анатолия

мясо

мясо, молоко,

овца

VII тыс. до н.э.

Каспийские степи

кожа, шерсть мясо, молоко,

крупный рогатый скот

VI тыс. до н.э.

Анатолия и долина Инда (ок. 2500 до н.э.)

шерсть мясо, молоко, тягловое животное

свинья

VI тыс. до н.э.

Анатолия

мясо, кожа

осел

IV тыс. до н.э.

Египет

тягловое и

онагр

III тыс. до н.э.

Шумер

верховое животное тягловое животное

В процессе доместикации животных и растений человек приспосабливал их к своим потребностям и одновременно изменял свою деятельность, то есть после периода охоты и собирательства пришло время земледелия. Затем с разведением животных начался период смешанной сельскохозяйственной деятельности. В этот период произошло разделение людей на земледельцев и скотоводов, создавших различные культуры. Развитие техники и общественной жизни в земледельческих культурах вело к зарождению первых цивилизаций. Излишки продукции земледелия позволяли развивать специализацию и кооперацию внутри коллектива, что приводило к разделению труда, неизбежному при выполнении тяжелых работ, непосильных для одной семьи. Таким образом, усилиями всей общины, например, были созданы оросительные системы, способствовавшие интенсификации сельского хозяйства, и возведены крепостные ограждения. А внутри группы появлялись новые социальные группы, уже не связанные непосредственно с трудовой деятельностью, — жрецы и воины.

Дом — деревня — город

Первоначальные поселения и стоянки охотников каменного века превращались в деревни земледельцев — новый тип поселений, которые вырастали в разных частях земного шара. Впервые они появились на Ближнем Востоке в начале VII тысячелетия до н.э. В развитых культурах неолита возникают крупные города, насчитывавшие сотни и даже тысячи жителей.

Первые дома оседлых людей представляли собой круглые постройки, напоминавшие временные жилища охотников и собирателей. На фундаменте в виде круга ставили остов из палок и покрывали его кожей или соломой. Оседлые поселенцы вскоре начали строить дома из глины, а позже — класть прочный каменный фундамент. При постройке нового жилья на месте разрушившегося или сгоревшего площадку под фундамент выравнивали, обмазывая глиной. Таким образом возникали типичные возвышения (по-арабски телль), на которых до сих пор стоят деревни. Эти телли достигали высоты 20 м. Вместо круглых построек появились прямоугольные, к которым легче можно было сделать пристройки и тем самым увеличить жилую площадь. Двери, как правило, находились выше уровня земли. Иногда вход был в плоской крыше, поэтому попасть в дом можно было по деревянной лестнице. Пол был из утрамбованной глины, а стены белили гипсом и часто украшали красными полосами или другими рисунками. Спали обитатели этих домов на рогожах или на возвышавшемся ложе — скамейке, пищу готовили в специально отведенном месте.

Размеры поселений эпохи неолита (по Льюису Мамфорду)

Период

Город

Район

Число жителей

Площадь (в га)

VII тыс. до н.э.

Джармо

Курдистан

150

1,5

VI тыс. до н.э.

Чатал-Хююк

Анатолия

2000

13,0

VI тыс. до н.э.

Иерихон

Палестина

2000

3,2

5500 г. до н.э.

Кирокития

Кипр

1500

6,0

2800 г. до н.э.

Ур

Шумер

34 000

89,0

Уже в древние времена поселения были укреплены. Обычно вокруг деревни выкапывали ров и воздвигали вал. Одним из наиболее известных укрепленных городов был древний Иерихон. Его окружала стена шириной 1,75 и высотой 3 м из камней, положенных друг на друга. Далее следовал вал из глины, а снаружи — 3-метровый ров, достигавший в некоторых местах 9-метровой ширины. К стене примыкала конусообразная башня высотой 9 м и такой же ширины в нижней части.

Позже из камня, дерева и сырцового кирпича строили трехэтажные дома с множеством помещений. Дома различных типов и размеров свидетельствуют о начинавшемся социальном расслоении населения. Жители Азии широко использовали зародившийся в Месопотамии способ возведения домов. В Китае же существовали и круглые, и прямоугольные постройки; стены их, наклоненные к центру, переходили в куполообразные крыши.

В Южной Европе поселения строили главным образом на возвышенностях и обносили валами и рвами. Преобладали прямоугольные в плане, отдельно стоявшие довольно большие дома. Чем дальше на север проникали земледельческие культуры, тем очевиднее преобладала тенденция строительства больших одиночных домов с фундаментом в форме трапеции. Земледельцы Северной и Центральной Европы жили в деревнях, насчитывавших до 300 жителей. Длина их деревянных домов достигала 30—45 м (максимально 65 м), а ширина 6—7 м. Покатые камышовые крыши прикрепляли к стенам из дубовых бревен, переплетенных прутьями и обмазанных глиной. Внутри дома на возвышении хранили зерно. В доме жило несколько родственных семей.

Неолитическое поселение Скара Брэ на Оркнейских о-вах
Внутреннее устройство каменного дома с каменной кроватью (неолитическое поселение Скара Брэ на Оркнейских о-вах)

Социальные отношения: собственность и война

Родовые группы охотников древнего каменного века, состоявшие из отдельных семей порой в несколько десятков человек, сменились земледельцами, в поселениях которых уже существовала дифференцированная социальная система. Первоначально единообразное общество все более отчетливо делилось на группы и социальные слои.

Предметы, найденные в более древних захоронениях, свидетельствуют о равенстве жителей поселений независимо от пола. Полноправными членами общества были даже дети. Коллективизм этого образа жизни наиболее ярко проявлялся во время совместных работ на полях и при строительстве ирригационных сооружений. Однако уже начался первый этап специализации труда: ремесленники обрабатывали камни и металлы, изготовляли керамику, остальные добывали пищу.

Об особенностях социальной структуры можно судить по распространенным в Центральной Европе длинным домам, их население представляло собой уже отдельные сообщества. В одном таком доме жило, вероятно, от 30 до 60 человек, которые совместно строили укрепления и работали на полях. Это сообщество образовывали, как правило, кровные родственники. Они еще не знали частной собственности на землю, — в то время она еще только зарождалась. Наибольшие изменения в социальные отношения земледельцев привнесли начавшиеся войны. Насилие существовало и во времена охотников и собирателей, но только появление собственности, проблемы ее приобретения, приумножения и защиты способствовали развитию специфически военного мышления. Впервые в истории ремесленники начали изготовлять оружие и другие технические средства для борьбы человека с человеком. Изменился и характер содержимого захоронений. Мужчин чаще погребали с оружием, особенно если это был известный воин. К III тысячелетию до н.э. глубокие изменения в социальной жизни привели к появлению института царской власти. В Египте более четко пролегла грань между правителем и остальными членами общества: царя, до этого лишь богатого и влиятельного человека, игравшего ведущую роль в обществе, приравнивали к божеству. От других людей его отделяла пропасть, созданная религией. Так некогда равноправное общество благодаря объединению религиозной и политической власти превратилось в абсолютную монархию с сильным аппаратом управления.

В Месопотамии царства формировались вокруг шумерских городов, центрами которых были храмы. Жрецы здесь контролировали не только культовую деятельность, но и хозяйственную жизнь, организацию орошения и главные зернохранилища. Принадлежность практически всей земли в городе местному божеству и всеобъемлющее подчинение управления, хозяйства и культуры храму позволяли жрецам представлять царя как наместника Бога на земле.

В период становления государства зависимость населения от царя не была еще столь сильной. Разливы больших рек не только позволяли собирать богатые урожаи, нужно было проводить работы, которые требовали совместных усилий населения, что формировало особенности общественного устройства. Обработка земли привела к появлению крупных общин, из которых на основе растущего богатства возникали большие города как опорные пункты обороны и экспансии. Различия в функциях отдельных групп сформировали новые группы — жрецов, ремесленников, торговцев, наемных работников и земледельцев. Вскоре общество стало делиться на аристократию, свободных людей и рабов.

Шлифованные топоры-молоты, найденные при раскопках в Северной Германии (камень, сер. Ill тыс. до н.э.; Берлин, Музей первобытной истории)

Религиозные представления и абстрактное искусство

Глубокие изменения в эпоху неолита затронули не только формы хозяйствования, но и религию, что, несомненно, отразилось в искусстве. В языческой религии сформировались два принципиально отличных типа верований. Пастухи-кочевники поклонялись богу, воплощавшему силы самца животного, чаще всего в образе быка. Они переходили с одного пастбища на другое, а их единственным постоянным местом были захоронения, которые они обозначали условными знаками. Огромные валуны (менгиры) указывали места культового почитания предков.

Мегалиты Педро де Арка близ Варзиэлаша (Португалия)

Земледельцы, наоборот, имели постоянное жилье, а земля и скот составляли их имущество. Дом, очаг, семена и благодатная почва отождествлялись с плодородием в образе женщины. Основными символами женщины как носительницы жизни были геометрия пространства, разделенного на четыре стороны света, циклы Луны и вода. Вместо верований в бога- мужчину появились представления о Великой Матери. В Месопотамии это была Иннин-Иштар, в Египте — Исида, в земледельческих районах Мексики — Тетеоиннан, мать богов, богиня кукурузы, ее символами были Луна, вода, улитка, сова и змея.

Фигурки Великой Матери стояли во всех жилищах земледельцев. Воплощение плодородия, женское божество постепенно утрачивало конкретные черты и превращалось в символ человека, женщины или жизни, поэтому его изображали не как реальный объект, а все более абстрактно.

Лишь скотоводы продолжали поклоняться рисункам каменного века, изображавшим сцены охоты и конкретных животных. Художники высокоразвитых земледельческих культур уже не копируют природу. Она отражена в геометрических абстракциях: круге, овале, линии. Фигурки женского божества подразумевают уже не реальную женщину, а обобщенное понятие плодородия. Спираль или ломаная линия обозначали воду, треугольник — плодородие, мир представлялся ромбом, ориентированным по сторонам света. Таким образом, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира. Уже искусство древнейших культур эпохи неолита показывает, что религиозное мировоззрение и эстетическое восприятие мира отнюдь не сводились к технической и функциональной целесообразности.

В древних поселениях центральное место занимали монументальные постройки. В крупных шумерских поселениях осознанно нарушалась симметрия внутренних помещений.

В пластическом искусстве Египта, Передней Азии, Анатолии и Европы господствовал мотив плодоносящей женщины. Подобные фигурки находили и в других районах Азии. Обращает на себя внимание то, что для Египта и Месопотамии характерно изображение фигур на рельефах в профиль, а в Европе — анфас. В настенной и наскальной живописи преобладали абстрактные орнаменты и лишь иногда (вероятно, при изображении сцен боя) встречались фигуры людей в движении.

Развитие техники и изобретение письма

Основными достижениями эпохи неолита являются новый способ обработки камня, строительство из глины и камня, столярное и гончарное ремесла и такие технические изобретения, как гончарный круг, обжиг керамики и обработка металлов. Знакомство с различными породами камня обусловило появление новой техники шлифовки и сверления при изготовлении украшений, ножей, посуды и топоров.

Во время рубки небольшими топориками движения производились не всей рукой, а лишь предплечьем, поэтому они годились для валки деревьев и для обработки бревен. Однако такие топоры нужно было часто шлифовать. Бревна использовали при возведении домов, которые вначале строили из глиняных кирпичей, а затем из каменных блоков.

Кинжал из сирийского кремня, найденный в захоронении в поселении Чатал-Хююк (ок. VII—VI тыс. до н.э.; Анкара, Национальный музей)
Абстрактные фигуры (IV—II тыс. до н.э.; Куэва-де-лос-Летрерос)
Наскальные рисунки (VI—IV тыс. до н.э.; Морелль, Испания)
Стоунз оф Стенесс, культовое святилище (менгиры на оркнейском о. Мейнленд, ок. II тыс. до н.э.)

Значительный прогресс внесло гончарное дело, так как впервые люди изменяли сам материал, а не только его форму. С помощью огня мягкую глину превращали в твердое вещество. Первые гончары изготовляли керамическую посуду, потребности в которой возрастали в связи с развитием хозяйства и необходимостью хранения излишков продовольствия. Сначала сосуды изготовляли из глиняного жгута, который укладывали по спирали. К началу III тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке был изобретен гончарный круг, что позволило еще больше разнообразить форму изделий.

Начало обработки металлов, другого важнейшего открытия, восходит к VIII тысячелетию до н.э., однако распространилась она в Иране лишь спустя 2000 лет. В каменном веке форма орудий труда в значительной степени определялась качеством самого материала. Технология плавки и литья открыла больше возможностей создавать новые формы. На основе опыта было установлено, что металлы в гончарной печи плавятся, поэтому после нагревания из них можно сделать поддающуюся шлифовке заготовку.

К началу III тысячелетия до н.э. обработка металлов уже процветала в Месопотамии, Египте и Передней Азии. Используя глиняные формы для заливки расплавленного металла, человек научился выплавлять сложные изделия. Добавляя олово в медь, он получил бронзу. Она легче поддавалась отливке и была более твердой. Технические изобретения подтолкнули дальнейшее развитие сельского хозяйства, а повышение его интенсивности позволило содержать большое число ремесленников. Открытие новых материалов способствовало развитию торговли в Средиземноморье, рынок рос за счет товаров городов-государств.

В конце неолита, в период подъема материальной и духовной культуры, возникает письмо. Центром его распространения стали высокоразвитые шумерские города-государства, всю общественную жизнь которых контролировали жрецы. Они использовали знаки — выпуклые изображения предметов, вдавленные в глиняные таблички. Появление этих значков обусловило возникновение в недалеком будущем письма, знаки которого были уже изображениями не конкретного предмета, а определенного понятия. В наиболее древних памятниках письменности мы находим лишь чисто хозяйственные записи, например перечень продовольствия и изделий труда, переданных храму. Со временем знаки становились все более абстрактными.

Блюдо с линейным орнаментом из с. Шипенцы на Украине (обожженная глина, сер. IV тыс. до н.э.; Берлин, Музей первобытной истории)
Наскальные рисунки с орнаментом (мезолит; Форсельв, Норвегия)

Колонизация Старого Света, начавшаяся в западной части Востока, была вызвана демографическим взрывом и развитием торговли. К началу V тысячелетия до н.э. обработка земли и связанная с ней духовная культура через Грецию распространились в Центральную Европу. Здесь постепенно формируется культура, названная по типу посуды культурой керамики с линейным орнаментом. Европейские земледельцы достигли побережья Северного моря к началу IV тысячелетия до н.э. Приблизительно это же время другие племена переплыли Средиземное море и заселили Италию, Сицилию, Мальту и Северную Африку. В середине IV тысячелетия до н.э. обработка земли стала известна жителям и Северогерманской низменности, и Южной Скандинавии. Лишь в бесплодных районах Северной Скандинавии обитали охотники и собиратели. Во времена освоения Северной Европы в Месопотамии уже существовали высокоорганизованные города-государства с ирригационной системой земледелия, с гениально дифференцированным обществом, состоявшим из земледельцев, ремесленников, торговцев, жрецов и царей.

Неолитические памятники Евразии

Разнообразные и многочисленные культуры неолита на огромных евразийских просторах были созданы племенами земледельцев, охотников и рыболовов. Высоким развитием отличалась Трипольская культура на территории Украины, Молдавии, Румынии. Представители этой культуры занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством; археологи открыли остатки поселений, погребения, клады, расписную керамику. Из эпохи неолита и энеолита известны стоянки в Закавказье (Кистрик и др.), а также поселения типа Анау возле Ашхабада (V тыс. — IV в. до н.э.) и в Южной Туркмении. Неолитические культуры охотников и рыболовов V—III тысячелетий до н.э. существовали также в Приазовье, на Северном Кавказе, в Южном Приаралье (Кельтеминарская культура), но особенно широко они были распространены в IV—II тысячелетиях до н.э. на севере, в лесной полосе от Балтики до Тихого океана. Эти культуры представлены по берегам Ладожского и Онежского озер и Белого моря (Карельская культура, Оленеостровский могильник на Южном Оленьем о-ве Онежского оз., насчитывающий ок. 170 погребений с оружием, украшениями, фигурками из кости и рога и др.), на Верхней Волге, в Приуралье и Зауралье, в бассейне Лены, Прибайкалье, Приамурье, на Камчатке, Сахалине и Курильских о-вах. Несмотря на общее время существования, эти культуры во многом различаются. Для Белевской культуры, распространенной в IV—II тысячелетиях до н.э. по верхнему течению Оки (район Белев — Серпухов), характерны выделка кремневых орудий из крупных ножевидных пластин, длинные и узкие кремневые кинжалы, скребки на длинных пластинах, микролитические наконечники для стрел из пластин с частичной ретушью, шахматный узор из ромбических вдавливаний в керамике. С XIX в. велись раскопки Балахнинской культуры конца IV—III тысячелетий до н.э. в нижнем течении Оки и Среднем Поволжье, названной по стоянке у г. Балахны. Охотничье-рыболовецкие племена этой культуры жили по берегам рек; на поселениях (2-4 жилища) раскопаны полуземлянки (прямоугольные или округлые) с остатками очагов, нар по стенам, погребов и хозяйственных ям; найдены кремневые наконечники дротиков, стрел, скребки, а также шлифованные орудия из известняка и сланца, большие остродонные и круглодонные толстостенные сосуды. В Южной Сибири выделена Афанасьевская культура (Алтай и Минусинская котловина) середины III — начала II тысячелетия до н.э. В отличие от окружающего монголоидного населения, племена этой культуры принадлежали к палеоевропейскому типу. Обнаружены поселения (с землянками и срубными жилищами) и могильники. Население занималось скотоводством и, возможно, земледелием, их орудия изготовлены главным образом из камня; на погребальных плитах сохранились изображения людей и соколов. Ряд исследователей выделяют культуру боевых топоров, включая в нее целую группу поздненеолитических культур, распространенных в лесной полосе Средней и Восточной Европы и, по-видимому, связанных общим происхождением. Для них характерны: каменные полированные топоры; так называемая шнуровая керамика (кубки и амфоры); одинаковый погребальный обряд (одиночные погребения людей в сидячей позе) и др. Эти племена занимались скотоводством и земледелием; им были известны первые в Европе колесные повозки, в которые они запрягали быков.

Чашка с ленточной ручкой (керамика, ок. 3000 до н.э.; Берлин)
Глиняное блюдо (нач. V тыс. до н.э.; Багдад, Иракский музей)

Связь с владельцем сайта возможна через мессенжер Фейсбука
Вы также можете написать мне на почту.

© Портал Дамира Шамарданова. 2010-2020.

Подробнее в История человечества
Хронология истории человечества

История человечества
2750 год до нашей эры

2950 год до нашей эры
Закрыть