Элитный блок ссылок. Заказ качественной рекламы ЗДЕСЬ!
☭ ☭
Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Я, Дамир Шамарданов, благодарю за вклад, который Вы сделаете.

О. Рокаш — Айзек Азимов (Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь)

Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь.

АЗИМОВ, Айзек (Asimov, Isaac — 2.1.1920, Петровичи, ныне Беларусь) — американский писатель-фантаст, ученый. В 1923 г. трехлетнего А. родители увезли в США. Поселились в Нью- Йорке, затем в Бруклине, где А. живет и поныне. Отец писателя стал владельцем небольшого магазина, за прилавком которого частенько доводилось стоять и А. Едва научившись читать, А. обнаруживает склонность к точным наукам. Одновременно зарождается у него страсть к фантастике. Девятилетнему А. случайно попадает в руки один из выпусков первого в мире периодического издания произведений научной фантастики, основанного в 1926 году американским писателем-фантастом Хьюго Гернсбеком. А. пристрастился к чтению этого журнала, а через три года сам начал писать научно-фантастические рассказы. А. окончил Колумбийский университет (1939 г.) по специальности биохимия, а в 1941 г. получил звание магистра. В том же году был признан и его литературный талант, это было связано с публикацией его рассказа «Приход ночи» (“Nightfall”, 1941), названного американскими читателями лучшим рассказом современной научной фантастики.

Начинается успешная деятельность А. как ученого и как писателя. Он читает лекции в ряде американских университетов, проводит исследования в области биохимии, математики, получает звание доктора наук, позже профессора, становится видным ученым.

Литературное достояние А. превышает три с половиной сотни книг. Это преимущественно научно-фантастические романы, повести, новеллы, труды по биохимии, математике, астрофизике, мифологии.

У А.-фантаста две основные темы, два магистральных направления развития его мысли, позволяющих четко выделить два цикла произведений, начатых в 40-е годы и продолжающих выходить до сих пор.

Первая тема — создание и использование роботов. Повести, рассказы, романы о роботах собраны в книгах, составляющих первый цикл: «Я, робот» (“I, Robot”, 1950), «Стальные пещеры» (“The Caves of Steel”, 1954), «Обнаженное солнце» (“The Naked Sun”, 1957), «Остальные рассказы о роботах» (“The Rest of the Robots”, 1964), «Полное издание рассказов о роботах» (“The Complete Robot”, 1982), «Роботы зари» (“The Robots of Dawn”, 1983), «Роботы и империя» (“Robots and Empire”, 1985), «Мечты робота» (“Robot Dreams”, 1986).

Первый сборник этой серии «Я, робот» принес А. мировую славу. В книге рассказана вымышленная история развития науки робототехники. А. сформулировал три основных закона, которые ныне вышли за пределы фантастики и положены в основу теории программирования и массового использования роботов в производстве. Восхищает прозорливость А., его умение предвидеть события, которые станут реальностью уже завтра, глубина осмысления им закономерностей эволюции человечества. Его воображение породило яркие картины завтрашнего дня техники, исполненные дивных чудес — человекоподобные автоматы, которые способны развиваться и совершенствоваться.

Вторая тема А. — расселение людей в космосе, освоение близких планет, а затем выход за пределы Галактики. Эта идея А. вошла в историю развития человечества как «галактическая концепция». Второй цикл составляют романы: «Установление» (“Foundation”, 1951), «Установление и империя» (“Foundation and Empire”, 1952), «Второе установление» (“Second Foundation”, 1953), «Установление в опасности» (“Foundation’s Edge”, 1982), «Установление и Земля» (“Foundation and Earth”, 1986).

Необычайно широк диапазон интересов А. Он увлекался в молодости зоологией, серьезно изучал историю, позже много внимания уделял природоведению, математике. Стал крупным специалистом в области химии, затем увлекся биохимией. По его словам, он многого смог достичь благодаря трудолюбию, упорству и любви к своей профессии. С конца 50-х годов А. начинает заниматься популяризацией различных областей знаний. Его манил великий «сад науки». Жизни не хватит обойти весь сад, но можно сверху его осмотреть, а затем поделиться знаниями с другими, изложить на бумаге то, что открылось «с высоты». Так возникла серия научно-популярных книг по разным отраслям знаний — физике, истории, химии, психологии, астрономии и т. д. Огромны тиражи книг А., но его всемирная слава основана на научной фантастике.

Ему принадлежит серия повестей для юношества, написанных в жанре приключенческой фантастики, большого числа сборников рассказов, из которых выделяются «Путь марсиан» (“The Martian Way and Other Stories”, 1955), «Девять завтра» (“Nine Tomorrows”, 1959), «Приход ночи» (“Nightfall and Other Stories”, 1969), «Ранний Азимов» (“The Early Asimov”, 1972), «Купить Юпитер» (“Buy Jupiter and Other Stories”, 1975), «Двухсотлетний человек» (“The Bicentennial Man and Other Stories”, 1976), «Ветры перемен» (“The Winds of Change and Other Stories”, 1983), «Грань завтра» (“The Edge of Tomorrow», 1985).

А. — неоднократный лауреат многих национальных и международных литературных премий, в том числе «Хьюго» и «Небьюла», высших наград в американской фантастике. А. — типичный кабинетный ученый, не любит путешествовать, избегает резких перемен, острых ощущений, которые могут нарушить душевное равновесие и напряженный рабочий ритм. Артур Кларк, друг А., шутит, что А. — это «экологическая катастрофа»: чтобы опубликовать все, им написанное, надо было уничтожить бесконечно большое число деревьев. О своем творческом пути А. рассказал в двухтомной автобиографии «Еще свежа память» (“In Memory Yet Green”, 1979) и «Еще ощущаю радость жизни» (“In Joy Still Felt”, 1980).

А. составляет антологии фантастических рассказов, пишет к ним предисловия. Интересны его высказывания о высокой моральной ответственности писателя-фантаста: «История достигла момента, когда человечеству уже больше нельзя враждовать. На Земле должна восторжествовать дружба. Я всегда стремлюсь подчеркнуть это в своем творчестве… я уверен, что научная фантастика — это одно из звеньев, которое помогает объединить человечество».

В молодости А. верил, что ученые и инженеры встанут во главе человечества и смогут решить не только экономические, но и социальные проблемы. Он признавал право за учеными влиять на ход истории. Позже взгляды писателя изменились. В романе «Конец вечности» (“The End of Eternity”, 1955) он предостерегает от опасности использования технических достижений во вред человеку.

От того, как будут использованы на практике научные достижения, во многом зависит будущее человечества. Роман-триптих «Сами боги» (“The Gods Themselves”, 1972) — это предупреждение об опасности нарушения установленной природой гармонии. Название трех частей романа — древняя пословица: «Против глупости//сами боги//бессильны бороться». Против глупости человеческой восстает молодой ученый, осознавший, что нарушение энергетического баланса Вселенной неминуемо приведет к катастрофе. Люди не думают о будущем, они бездумно используют источники энергии, поступающие из космоса. Писатель поднимает в романе проблему ответственности ученого за научное открытие.

Тревогой за будущее человечества пронизано творчество А. Он утверждает, что только совместные усилия помогут сохранить цивилизацию: «Мы живем в век проблем планетарного масштаба… таких, как загрязнение окружающей среды, ядерная катастрофа… Мы должны понять, что по-настоящему важные вещи на Земле сегодня хороши или плохи для всех одинаково… мы должны, хотим мы этого или не хотим, работать сообща».

Увлекательные, остросюжетные, устремленные в будущее произведения А. пользуются успехом у читателей всего мира. Сам писатель видит высокое предназначение своего творчества в том, что оно помогает человечеству выжить: «Род человеческий выживет, если смело посмотрит в лицо настоящему, а не будет держаться за прошлое, если будет иметь мужество принять исторические перемены, а не противодействовать им. Этому учит нас… научная фантастика, и я горжусь тем, что в меру своих сил пропагандирую ее уроки».

Соч.: Opus 100.— N.Y., 1969; Asimov’s Mysteries.— L., 1971; Fantastic Voyage.— Boston, 1966; Я, робот.— M., 1964; Вид с высоты.— M., 1965; Путь марсиан.— M., 1966; Конец вечности.— М., 1966; Краткая история биологии.— М., 1967; Вселенная. От плоской Земли до Квазаров.— М., 1969; Сами боги.— М., 1976; Взрывающиеся солнца. Тайны сверхновых. — М., 1991; Сами боги.— М., 1992.

Лит.: Громова А. Как построить мир? // Иностранная литература — 1967.— № 1; Гопман В. Азимов Айзек // Писатели США.— М., 1990; Гельман 3. Энциклопедизм Айзека Азимова // Высшее образование в России.— 1992.— №2; Nichols L. Isaac Asimov — Man of 7560000 Words//New York Times Book Review, 1969, Aug. 3;

Если Вам попался запороленный архив, а пароль я не указал, то на всякий случай сообщаю, что пароль у всех архивов одинаковый - это домен сайта - shamardanov.ru

Связь с владельцем сайта возможна через электронную почту.

ВНИМАНИЕ! Если какое-то конкретное видео не показывается, или какая-нибудь книга (музыка) не скачиватеся, сообщите мне, пожалуйста! Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ПЕРЕЗАЛЬЮ!

© Портал Дамира Шамарданова. 2010-2022.

Подробнее в Литература, Публикации
М. Кожевников — Джозеф Аддисон (Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь)

Л. П. Кибальчич — Абэ Кобо (Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь)

Владимир Сергеевич Сергеев – Принципат Тиберия (Вестник древней истории, 1940 год, № 2)

Закрыть