Элитный блок ссылок. Заказ качественной рекламы ЗДЕСЬ!
☭ ☭
Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Я, Дамир Шамарданов, благодарю за вклад, который Вы сделаете.

Смелее развёртывать критику в творческих организациях! (Правда, 6 января 1954 года)

Хроника истории России. Хрущёв.

Деятели советской литературы и искусства вместе со всеми трудящимися нашей страны активно участвуют в коммунистическом строительстве. Их интересы неотделимы от интересов миллионов строителей коммунизма. Духовное родство художника с народом облагораживает и окрыляет творчество, обращает его к жизни, раскрывая перед ним неисчерпаемое богатство волнующих жизненных тем.

В упрочении неразрывной связи творчества с жизнью народа большую роль призваны сыграть союзы писателей, художников, композиторов, архитекторов и театральные общества, объединяющие нашу художественную интеллигенцию. Кому, как не союзам деятелей культуры, коллективными усилиями решать все многообразие вопросов, выдвигаемых практикой художественного творчества. Каждый художник в своей организации должен находить ответы на волнующие его вопросы, получать поддержку в своих творческих исканиях и начинаниях.

Литература и искусство — важный участок идеологической работы. Передовую социалистическую культуру может достойно представлять передовой художник, вооруженный революционной теорией, изучающий марксистско-ленинскую эстетику, проявивший себя как активный общественный деятель. Это обязывает творческие союзы с помощью партийных организаций сосредоточить свое внимание на идейном воспитании наших художников.

Все дело воспитания нужно поставить таким образом, чтобы каждый творческий работник с высоким чувством ответственности относился к своему труду, чтобы повышался идейно-художественный уровень его творчества, чтобы оно активнее, целеустремленнее и полнее отображало все многообразие действительности.

Широкое обсуждение новых произведений — одно из действенных средств идейно-художественного воспитания деятелей литературы и искусства. Хорошо подготовленное, серьезное и принципиальное обсуждение новых книг, картин, спектаклей, фильмов, музыкальных сочинений обогащает художника, будит его мысль, помогает разобраться в допущенных ошибках, совершенствовать мастерство.

Однако интересных, острых, живых и обстоятельных обсуждений, всерьез затрагивающих насущные проблемы творчества, проводится все еще крайне мало. Порой излишняя заседательская суетня, которой никак не к лицу увлекаться творческим организациям, отвлекает внимание от главного, существенного. Из-за этой суетни часто не хватает времени серьезно подготовиться к содержательному разговору о новых произведениях.

В результате обсуждения не всегда достигают целя, не всегда способствуют развитию критики и самокритики. Очень часто проходят они без участия наиболее авторитетных и опытных мастеров. Бывают обсуждения деляческие, келейные, далекие от интересов современной жизни. Во многих выступлениях не дается целостного идейно-художественного анализа про поведения. Дело сводится обычно или к оценке одного содержания или же к оценке одной формы, как будто можно рассматривать замысел художника, не считаясь с тем, какими художественными средствами он будет выражен.

Много хороших речей произнесено о пользе творческих дискуссий и в Союзе писателей, и в Союзе композиторов, и в Союзе художников, и в Союзе архитекторов. Но не всегда за этими речами следовали живое дело, целеустремленная практическая работа. Можно было, например, надеяться, что на последнем пленуме Союза советских писателей возникнет оживленная дискуссия по вопросам развития советской драматургии. Но ожидаемая дискуссия не состоялась. В развернувшемся на пленуме обсуждении критика оказалась за редкими исключениями слабой, приглушенной, в ней не было должной остроты. Разговор о новых драматических произведениях, о том, что волнует наших драматургов, пыл оторван от жизни страны, от тех больших задач, которые намечены в известных постановлениях партии я правительства.

В интересах плодотворной подготовки по Второму Всесоюзному съезду писателей правлению Союза писателей следует взяться за более глубокое и серьезное обсуждение коренных вопросов литературного творчества. Нужно вдумчиво, по-хозяйски осмысливать явления, происходящие в нашей литературе.

Проблемы развития советского песенного творчества обсуждались недавно на пленуме Союза советских композиторов. Вопросам роста национальной драматургии были посвящены пленумы писательских организаций в Киеве, Минске, Тбилиси. Это показывает, что творческие союзы стремятся активно участвовать в решении вопросов, живо интересующих деятелей литературы и искусства. Но они ещё не добились тою, чтобы проводимые имя пленумы становились большим событием в жизни творческих организаций, помогали бы дальнейшему подъёму литературы и искусства, пробуждали бы инициативу, желание работать с еще большим увлечением. Коллективные обсуждения проводятся не ради проформы, поэтому и нужно более серьезно и ответственно подходить к их организации.

В творческих союзах должна быть и творческая обстановка, способствующая развитию критики, активной общественной деятельности. Но такой обстановки нет, например, в оргкомитете Союза советских художников. Руководители союза побаиваются тех беспокойств, которые могут доставить им творческие дискуссии и обсуждения, — а вдруг критика будет чересчур острой, а вдруг возникнут горячив столкновения противоположных мнений, различных точек зрения, а вдруг затронет критика и самих руководителей?

Творческие организации никак не оправдают своего назначения, если их работа будет строиться по бюрократическому принципу «как бы чего не вышло». Известно, что без критики принципиальной и взыскательной не может быть успешной работа творческих организаций. Тот, кто боится выслушать правду о себе и оберегает свое творчество от критики, вряд ли будет способен объективно и трезво оценить результаты собственной работы. Свободные творческие дискуссия, широкие обсуждения новых художественных произведений— прекрасная шкода воспитания художника.

Есть еще в творческих союзах критика по рангам. Чем крупнее мастер, тем менее критики в его адрес, тем мягче, извинительнее она по тону. И не потому, что мастер непогрешим. В кулуарах можно услышать о нем весьма серьезные критические суждения, но эта критика до трибуны творческой дискуссии обычно не доходит. Нельзя также примиряться и с тем, когда критика подменяется мелочными личными препирательствами или же исходит из беспринципных приятельских интересов. Дело в творческих организациях пошло бы живее, если бы их руководители смелее и радушнее привлекали к обсуждению молодых работников. К критическим замечаниям молодежи наблюдается иногда ироническое, неуважительное отношение, ее критику совершенно неосновательно расценивают как «покушение» на авторитеты мастеров.

Боязнь критики возникает там, где примиряются с недостатками. В Ленинградском театре оперы и балета имени С. М. Кирова был поставлен балет «Родные поля». Постановка вызвала в нашей печати справедливые критические замечания. Надо было бы помочь коллективу извлечь из этого поучительные уроки. А партийное бюро театра встало на защиту неудачного спектакля. Дело дошло до того, что в театральной многотиражке появилась редакционная статья, в которой решительно отвергалась какая бы то ни было критика спектакля.

В некоторых союзах работа ведется в отрыве от широкой общественности, время уходит у них на решение всяческих мелочных дел, не имеющих прямого отношения к художественному творчеству. Все это не должно проходить мимо внимания нашей партийной печати, которая многое может сделать для оживления работы творческих организаций, для смелого развертывания так принципиальной критики и самокритики.

В последнее время партийное комитеты стали больше уделять внимания творческим организациям, чаще обсуждать вопросы о деятельности этих организаций. Так, например, недавно очередной пленум Центрального Комитета Компартии Эстонии обсудил отчет о работе республиканского Союза писателей. Пленум помог выявить существе иные недостатки в практике писательской организации. сказал о том. что нужно сделать для ее улучшено. Несомненно, большую пользу республиканскому Союзу писателей принесла справедливая партийная критика, тех писателей, которые поверхностно изучают жизнь, не замечают огромных изменений, происходящих и окружающей действительности, не совершенствуют свое мастерство, слабо работают над собой.

Успешно прошел пленум Московского городского комитета КПСС, обсудивший вопрос о задачах партийных организаций по дальнейшему улучшению идей но-политического воспитания творческих работников столицы. Чем внимательнее партийные комитеты будут к деятельности творческих организаций; тем лучше пойдет в этих организациях дело, тем живее, плодотворнее и содержательнее станет их работа.

Наша социалистическая культура — живое воплощение самых передовых, самых благородных идей современности, идей пролетарского интернационализма, нерушимой дружбы и братства народов, она помогает воспитывать трудящихся в духе советского патриотизма. Конкретная, вдумчивая, деловая помощь партийных комитетов творческим организациям, художественной интеллигенции — важная задача идеологической работы.

Если Вам попался запороленный архив, а пароль я не указал, то на всякий случай сообщаю, что пароль у всех архивов одинаковый - это домен сайта - shamardanov.ru

Связь с владельцем сайта возможна через мессенжер Фейсбука
Вы также можете написать мне на почту.

© Портал Дамира Шамарданова. 2010-2021.

Подробнее в История, История России. Хроника, Публикации
Из речи Председателя Совета Министров СССР Г. М. Маленкова на пятой сессии Верховного Совета СССР 3-го созыва 8 августа 1953 года

Современники о своём герое (Литературная газета, 13 апреля 1961 года)

Габриэлло Кьябрера — Стихотворения

Закрыть