Элитный блок ссылок. Заказ качественной рекламы ЗДЕСЬ!
☭ ☭
Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Я, Дамир Шамарданов, благодарю за вклад, который Вы сделаете.


В последнее время форма пожертвований ЮMoney работает плохо. К сожалению...
Вы можете просто пополнить карту 4048 0250 0061 4225
Благодарю за вклад!

В. Дробышев — Бойцовская стать таланта (К 60-летию со дня рождения Николая Грибачёва)

«Огонёк», №51, 1970 год.

О Николае Грибачёве — поэте, прозаике, публицисте, общественном деятеле — говорят с завидным единодушием: поэт и боец. Такая краткость оценки говорит о многом, скрывает в себе глубину, подчеркивает своеобразие личности, словно сама цельность и прямота характера обязывают воздерживаться и от пышных эпитетов, и от излишней помпезности в выражении чувств.

Николай Грибачёв принадлежит к славному первому поколению, которое отформировано, закалено и выпестовано государством рабочих и крестьян, Советской властью, великой ленинской партией. Надо сказать о том, что Грибачёв не только принадлежит к этому поколению, но и является типичнейшим представителем его. Лишь в свете этого можно со всей полнотой понять, как крестьянский паренек, ходивший в лаптях на уроки в церковноприходскую трехклассную школу, стал не только одним из крупнейших современных поэтов, не только первоклассным советским публицистом, но и крупным общественным и государственным деятелем.

С юных лет жизненный путь Николая Грибачёва был определен тем маяком, который вспыхнул в Октябре 1917 года. Один из своих сборников поэт назвал «Прямой свет». Название такое не могло быть случайным. И стихи свои, и жизнь свою Николай Грибачёв не мыслит иначе. Прямой была дорога комсомольского активиста из села Лопушь, раскинувшегося на высоком крутом юру над красавицей Десной.

Не здесь ли нужно искать и истоки поэтической души воина, пришедшего вместе с Красной Армией освобождать братьев Западной Белоруссии? Во все тревожные минуты жизни страны Грибачёв оказывался на переднем крае. Воевал на финском фронте. В годы Великой Отечественной войны наводил переправы через Дон, сражался в степях Сталинграда, под Москвой, нв Висле и В Рудных горах, что в Чехии.

Именно в годы войны, когда Николай Грибачёв был командиром саперного батальона, а затем военным корреспондентом, окончательно сложился характер бойца, именно тогда поэт стал коммунистом. А какая сила характера нужна, чтобы пройти все испытания военных лет, познать горечь отступлений и пьянящую радость побед, чтобы в пору любых сложностей ни мгновения не сомневаться в прямоте и правоте пути! Откуда она, эта правота, поэт написал в одном из своих лучших стихотворений:

Мой путь лежал над прорезью прицела.
В моей шинели смерть навылет пела,
И думаю я на исходе дня —
Чья нежность душу навсегда согрела
И чья любовь хранит в бою меня?
…Но есть еще одна святая сила.
Она меня любовью осенила,
Благословение дала свое —
Не женщина, не смертная — Россия.
Великое Отечество мое.
Куда б ни шел — она мне путь укажет.
Где б ни был я — она всегда со мной.
На поле воя раны перевяжет
И жажду утолит в палящий зной.

Отсюда идет и уверенность поэта в том, что Отчизна «своею выстраданной славой среди других и мой отметит путь». Здесь истоки вдохновения и жизненных сил человека. Отсюда идет безмерная солдатская преданность Грибачёва стране и народу. Поэтому строчкам его стихов веришь, как клятве:

И я, покамест смерть не погасила
В моих глазах последнюю звезду, —
Я твой солдат, твоих приказов жду.
Веди меня, Советская Россия,
На труд,
на смерть,
на подвиг — я иду!

Потомки Октября и Родины солдаты — так называл поэт свое поколение. Не меньшим подвигом для них было залечить нанесенные раны, ибо послевоенные годы были для страны нелегким испытанием. Это хорошо прочувствовал поэт, когда увидел разоренные войной села Брянщины. Вера в неизбывные силы народа, в созидательную мощь нашего государства вдохновила поэта на создание поэм «Колхоз «Большевик»» и «Весна в «Победе», принесших ему всесоюзную известность. Разнообразие ритмических и интонационных оттенков, глубина лирического чувства, близость авторского языка к народной речи, одним словом, высокие художественные достоинства определили успех этих поэм. Здесь уместно привести слова Николая Грибачёва, сказанные одному из друзей: «Великие русские писатели неопровержимо доказали, что художественное творчество только тогда становится замечательным или выдающимся, когда идет от народа и века и служит народу и веку. Субъективисты, эти хуторяне в области идей, паникеры, срывающиеся на визг при виде лужи на мостовой, фокусники формы неизбежно отваливаются от литературы, как ветки, неспособные выгнать лист и выкормить плод. Все, что теряет корни в жизни и народе, засыхает; все, что уходит корнями в жизнь и народ, растет и развивается, успешно противостоит любым бурям».

Н. Грибачёв увидел завтрашний день социалистической деревни, когда народу еще только нужно было вернуть отнятое войной, а потери были немалые.

Всё пройдет — печаль, война,
Все не бесконечно,
Только Родина одна
С нами будет вечно.
Мир велик, но оглянись —
Нет родимой краше.
В ней — и слава, в ней — и жизнь,
В ней — и счастья наше!

Эти строчки были написаны поэтом в годы войны. Но именно о нашем счастье, о славе нашей и жизни писал и продолжает писать сегодня Николай Грибачёв. Откройте любой его сборник: «По Дорогам войны», «Иду», «Дорогие земляки», «После грозы», «Раздумье» — везде есть у поэта стихотворения страстные, насыщенные приметами современности, дыханием времени, верой в завтрашний день.

Оптимизм стихотворений Н. Грибачёва не имеет ничего общего с деланным бодрячеством. Это оптимизм созидателя, солдата, варящего в свою работу, в свою победу, Стихотворения Н. Грибачёва всегда пронизаны светом и энергией, даже если в них есть элегические ноты. И еще одну особенность дарования и характера поэта хочется подчеркнуть — страстность в жизни и творчестве. В стихах, в статьях и памфлетах, в поэтической четкой прозе присутствует она. Страстность, органически слитая с мыслью, плотно одетая художественной тканью.

Не меньшей популярностью, чем поэтические произведения, пользуются сборники путевых очерков, памфлетов и фельетонов Грибачёва. Его публицистика афористична, точна в анализе того или иного явления, бескомпромиссна. Она никогда не скрывает своих симпатий и антипатий. Это принцип творчества Грибачёва, принцип его нравственных идеалов.

В послевоенные годы ему пришлось исколесить полмира, быть свидетелем событий исторического значения. Появляются его книги «Женевский репортаж», «Семеро в Америке», «Путешествия» и другие, получившие заслуженное признание у читателя. В каждой из них мы чувствуем характер вдумчивого, серьезного, наблюдательного человека, умеющего делать единственно верный вывод из громадного калейдоскопа фактов, наблюдений, впечатлений и встреч.

Для самого поэта все жанры и виды литературы, в которых ему приходится работать, являются одинаково важными и нужными. Быть может, оттого невозможно разделить большинство произведений Грибачёва на чисто публицистические или поэтические.

В последние поды появилось несколько сборников рассказов Грибачёва. Их, по справедливости, называют поэтическими. Но каждый, кто прочтет «Августовские звезды» или «Любовь моя шальная», без труда увидит, что наряду с лиризмом, с передачей самых тонких движений души в них есть и страстность, и публицистическая заостренность.

В интересном сборнике статей Грибачёва о литературе — «Полемика» есть примечательное высказывание: «Величайшая новаторская особенность русской литературы, ставшая ее блистательной традицией, состоит в том, что она неразрывно слита с жизнью народа, что она всегда была неутомимым разведчиком будущего, что она Сделала художественное творчество могучим оружием гуманизма, демократизма, революции».

Идти в ногу с веком, с народом, с Родиной. Служить творчеством высоким и передовым идеалам. Чувствовать себя причастным к судьбе и делам своей страны. Не есть ли это главная задача каждой творческой личности! Да, это так! Николай Грибачёв всю справедливость этого писательского идеала познал еще в ту пору, когда жизнь и смерть каждый день ходили рядом, когда так обострены были мысли и чувства.

С тех пор везде и в час любой.
В любые жизни повороты
Я слышу, вижу за собой
Солдат в вена идущей роты.
И проверяю сам в себе
Решимость и готовность к бою,
И растворяюсь в их судьбе.
Чтоб вправду стать самим собою.

Для того, чтобы сделать это программой жизни, необходима глубокая вера в людей, нужна горячая любовь и человеку. Об этом писал он в годы суровых испытаний:

Видно, в пламени перегоревший.
Тем и станет знаменит наш век.
Что, терял любопытство и вещи.
В человека верил человек.

И сегодня поэт остается верен святым заветам своего сердца. Стоит задуматься над его по-солдатски простыми, мудрыми словами. В них — самая суть советского гуманизма, в них — выражение новых нравственных критериев, рожденных Октябрем.

«Огонек» № 51, 1970.

Если Вам попался запороленный архив, а пароль я не указал, то на всякий случай сообщаю, что пароль у всех архивов одинаковый - это домен сайта - shamardanov.ru

Связь с владельцем сайта возможна через электронную почту.

ВНИМАНИЕ! Если какое-то конкретное видео не показывается, или какая-нибудь книга (музыка) не скачиватеся, сообщите мне, пожалуйста! Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ПЕРЕЗАЛЬЮ!

© Портал Дамира Шамарданова. 2010-2022.

Подробнее в Литература, Публикации
http://yadi.sk/d/1-UyiFvG5S2dW
Александр Иванович Куприн — Дюма-отец (очерк)

библиография
Библиография серии «Библиотека «Огонёк»» (еженедельное литературное приложение к журналу) со ссылками на скачивание

библиография
Библиография серии «Мастера современной прозы» со ссылками на скачивание

Закрыть