Элитный блок ссылок. Заказ качественной рекламы ЗДЕСЬ!
☭ ☭
Уважаемый посетитель! Этот замечательный портал существует на скромные пожертвования.
Пожалуйста, окажите сайту посильную помощь. Хотя бы символическую!
Я, Дамир Шамарданов, благодарю за вклад, который Вы сделаете.


В последнее время форма пожертвований ЮMoney работает плохо. К сожалению...
Вы можете просто пополнить карту 4048 0250 0061 4225
Благодарю за вклад!

Вольфганг Амадей Моцарт (Большая советская энциклопедия, второе издание)

Большая советская энциклопедия, второе издание. Индексная страница.

В. А. Моцарт. Портрет работы И. Ланге.

Моцарт, Вольфганг Амадей (27 января 1756 —  5 декабря 1791) — великий австрийский композитор, представитель венской классической школы (см.). Родился в г. Зальцбурге (центре Зальцбургского архиепископства). Сын и ученик Л. Моцарта (см.). С 4 лет М. уже играл на клавесине, с 5 лет сочинял музыку, в 8 лет создал первые сонаты и симфонии, в 11 лет — оперу. Клавесинист-виртуоз и дирижёр, Моцарт выступал также как скрипач, певец и органист, блестяще импровизировал, поражая всех феноменальным слухом и памятью. История не знает другого примера столь мощного и разностороннего расцвета музыкального гения в раннем возрасте. 6-летним ребёнком Моцарт уже пользовался мировой славой. С триумфом гастролировал он в Австрии, Германии, Франции, Англии, Италии и других странах. В 1770 он дирижировал исполнением своей оперы-сериа (большой, буквально — серьёзной оперы) «Митридат, царь Понта» (по Ж. Расину) в Милане. В том же году 14-летний Моцарт после специального испытания был избран в члены прославленной Филармонической академии в Болонье. Но чем больше «чудо-ребёнок» превращался в зрелого мастера, тем меньше интересовалось им аристократическое общество. С юношеских лет жизнь композитора была омрачена тяжёлой борьбой за существование и признание.

С 1769 Моцарт числился концертмейстером придворной капеллы в Зальцбурге у архиепископа Иеронима графа Коллоредо, который третировал молодого музыканта как лакея, деспотически ограничивал возможности его творческой деятельности. Моцарт тщетно пробовал найти другую службу. В княжеских резиденциях и аристократических салонах Италии, немецких государств, Парижа он встречал полное равнодушие. После двухлетней необеспеченной жизни и скитаний (1777-79) Моцарт снова был вынужден согласиться на «рабство в Зальцбурге». Написанная им в 1780 опера-сериа «Идоменей, царь Крита» (поставлена 1781, Мюнхен) свидетельствовала о художественной зрелости композитора. В 1781 Моцарт окончательно порвал с архиепископом и с этого времени постоянно жил в Вене. В 1782 он женился на Констанце Вебер. Моцарт с трудом добивался заказов на сочинение музыки, безуспешно хлопотал о службе, средства к существованию он должен был добывать утомительными «академиями» (концертами) и уроками. После зингшпиля «Бельмонт и Констанца, или Похищение из сераля» (1782, Вена), явившегося важнейшей вехой в развитии этого жанра (см. Австрия, Музыка), Моцарт почти 4 года не представлялся случай писать для театра. Только в 1786 была исполнена его небольшая комическая пьеса типа зингшпиля «Директор театра». При содействии придворного поэта-либреттиста Лоренцо да Понте в том же году на венской сцене была поставлена опера «Свадьба Фигаро» (1786). Опера была горячо принята демократической публикой, но пришлась не по вкусу придворной аристократии и шла в Вене сравнительно недолго. Тем более радостен был для Моцарта шумный и прочный успех «Свадьбы Фигаро» в Праге (пост. 1787). С энтузиазмом отнеслась чешская публика и к специально написанной для Праги опере Моцарт «Наказанный распутник, или Дон Жуан» (1787, либретто Л. да Поите); в Вене же (пост. 1788) эта опера потерпела провал. В эти годы достигло расцвета симфоническое, камерно-ансамблевое, фортепианное, вокальное творчество Моцарта, появились его многие выдающиеся симфонии, квинтеты, квартеты, сонаты, концерты и другие произведения. В поисках возможностей для широкой и свободной артистичной деятельности Моцарт намеревался покинуть Австрию. Чтобы удержать его, император Иосиф II предоставил ему в конце 1787 (после смерти К. В. Глюка) должность придворного композитора («камермузикус»). Однако обязанности Моцарта сводились к сочинению танцев для маскарадов. Лишь однажды ему поручили написать оперу-буффа на занимательный сюжет из светской жизни «Все они таковы [«Cosi fan tutte»], или Школа влюблённых», либретто Л. да Понте (1790, Вена). В 1791 в Праге в напыщенно-роскошной обстановке была представлена опера-сериа М. «Милосердие Тита» (текст по П. Метастазио), встретившая холодный приём.

Текст большинства опер М. (в т. ч. «Свадьбы Фигаро», «Дон Жуана») написан на итальянском языке, на котором в то время писались обычно оперные либретто. Моцарт мечтал о музыкальном театре на родном языке. «И как любили бы меня, если бы я помог подняться немецкой национальной сцене в области музыки! — И мне это наверное удалось бы» (письмо отцу 3 окт. 1777). С возмущением говорил он об аристократии, лишённой чувства национального достоинства, раболепствовавшей перед всем иноземным. Знаменательно, что «Волшебная флейта», сочинённая на нем. текст (автор — антрепренёр Э. Шиканедер), увидела свет не на столичной сцене, а на подмостках пригородного театра (1791). Здесь, у демократической публики предместья Вены, опера Моцарта нашла настоящее признание. В. Гёте, восторгавшийся этим замечательным произведением, решил написать продолжение либретто «Волшебной флейты» (работу над текстом он не довёл до конца). Среди передовых музыкантов, сумевших оценить силу творческого дарования и новаторское значение искусства Моцарта, были его старший современник И. Гайдн и младший — Л. Бетховен (взявший у него в 1787 несколько уроков). В то же время некоторые композиторы, подвизавшиеся при венском дворе, плели вокруг Моцарта интриги; издатели отказывались печатать его лучшие сочинения. Последним крупным произведением Моцарта был «Реквием», над которым он работал уже больным. Тяжёлая борьба за существование при напряжённом творческом труде истощила силы гениального композитора, и он умер, не достигнув 36 лет (в Вене). Его похоронили в общей могиле для бедных.

Трагический исход недолгой жизни Моцарта — результат непримиримого конфликта между передовым художником и старым феодальным миром. Моцарт не хотел и не мог принести в жертву моде свои художественные идеалы. Он резко порицал музыкантов, унижавшихся перед аристократами, и отстаивал личную независимость, творческую свободу, человеческое достоинство. Как музыкант новой эпохи, твёрдый в демократических убеждениях, выступает Моцарт в своём смелом и резком разрыве с феодалом-архиепископом, в неоднократных столкновениях с «высшим» обществом, в своих высказываниях о князьях, аристократах, богачах.

В. А. Моцарт, его сестра Мария Анна и отец. Портрет работы Л. Кармонтеля. 1763.

В жизнеутверждающей музыке Моцарта отразились передовые идеи эпохи Просвещения — глубокая вера в светлое будущее человечества, защита прав личности и борьба с деспотизмом, искреннее, хотя и утопическое для того времени, стремление к гармонии личных и общественных интересов. Гармонически ясное и яркое по выразительности искусство Моцарт родственно просветительскому классицизму (см.) и во многих своих чертах близко к общественно-литературному течению, известному под названием «штюрмерства» (см. «Буря и натиск»). В сочетании страстного лиризма, сердечности, силы выражения с высокой организованностью и волей заключается своеобразие музыки Моцарта. В творчестве Моцарта (в частности, в сочинениях для клавира, ранних операх и т. п.) порой сказывались известные пережитки «галантного» стиля. Но в своих лучших произведениях композитор решительно порывал с отживавшими эстетическими канонами и утверждал прогрессивный, реалистический путь развития музыки. В творчестве Моцарта, многогранном по своему содержанию, нередко проявляются скорбно-лирические или мрачные, трагические настроения, выраженные с потрясающей силой. Но преобладают в нём всё же светлые тона, общий колорит — солнечный, оптимистический. Красота музыки Моцарта, изящной, совершенной  по форме, выражает полноту ощущений жизни, радость бытия, мечту о счастье. Это придаёт особую идейную значимость и эстетическую ценность реалистическому искусству Моцарта, отразившему жизненные чаяния народа.

Творчество Моцарта всеобъемлюще по охвату жанров и по широте музыкально-стилистических связей. Моцарт обобщил многовековой опыт композиторов различных стран, прежде всего австрийских, немецких, а также чешских, итальянских, французских. Творчество Моцарта — один из важнейших этапов в мировом развитии оперы, равно как и симфонии, концертной и камерной музыки. Оно непосредственно подводит к героике Бетховена (симфония «Юпитер») и романтике Шуберта (симфония соль минор).

Моцарт преобразовал бытовую комическую и лирико-комическую оперу, создав новые оперные жанры высокого реалистичного стиля. На основе итальянской оперы-буффа (и отчасти оперы-сериа) возникли опера-комедия «Свадьба Фигаро» и опера-драма «Дон Жуан» (Моцарт соединил в этом произведении, названном им «весёлой драмой», комедию и трагедию); на основе австро-немецкого зингшпиля и феерии создана Моцартом национальная опера-сказка «Волшебная флейта», синтезировавшая в своём музыкальном стиле самые разнообразные жанры — не только различные оперные, но и песню, хорал, фугу. Жанр героической оперы-трагедии на антично-мифологический сюжет (итальянская опера-сериа, франц, «лирическая трагедия») был менее близок Моцарту, хотя и в этой области он оставил значительное произведение («Идоменей»), в котором самостоятельно развил некоторые принципы оперной реформы К. В. Глюка (см.). Моцарта привлекали образы жизненные, взятые из реальной действительности. Разносторонняя психология, характеристика персонажей, данных в их развитии и взаимодействии, непринуждённое развёртывание и концентрация драматического действия, сочетание социальной типичности с индивидуальной характерностью, смелое сопоставление в духе Шекспира возвышенного с обыдённым, трагического с шутовским, лирики с иронией, подлинной действительности с элементами фантастики — отличительные черты музыкальной драматургии Моцарта. С большой требовательностью относился Моцарт к либретто; он уделял много внимания разработке плана и непосредственно участвовал в отделке литературного текста. Но в то время как Глюк видел назначение оперной музыки в том, чтобы «сопутствовать поэзии», Моцарт считал, что «в опере безусловно необходимо, чтобы поэзия была послушной дочерью музыки» (письмо отцу 13 окт. 1781). Драматург-симфонист, Моцарт стремился воплотить глубокое драматическое содержание в законченных, широко разработанных музыкальных формах. На первом плане у Моцарт были ария и ансамбль. «Сущность музыки — в мелодии», говорил он. Знаменитые лирические арии Керубино, комические — Лепорелло, драматические —  Донны Анны, обаятельнейшее дуэттино Дон Жуана и Церлины — живая иллюстрация этого важнейшего творческого принципа. Арии у Моцарта органически включаются в развитие действия. Большой силой эмоционального выражения обладает в операх Моцарт так называемый аккомпанированный речитатив (сопровождаемый оркестром). В диалогах Моцарт придерживался традиционного «сухого» (secco) речитатива (в сопровождении одного клавесина). Скромный по своим музыкально-выразительным средствам, «сухой» речитатив в лучших операх Моцарта отличается живым, стремительным движением и естественной передачей речевых интонаций. Важнейшие узловые моменты действия воспроизводятся Моцартом в музыкально цельных и драматургически действенных ансамблях, по праву считающихся образцовыми в мировой оперной литературе. В ансамблях (включая богато развитые финалы) полностью сохраняется индивидуальная определённость каждого персонажа, психологически тонко объединяются и противопоставляются различные партии. Драматической образностью проникнуты и лучшие из увертюр Моцарта —  симфонические пьесы самостоятельного крупного художественного значения, с элементами программности.

В. А. Моцарт. Опера «Дон Жуан». Отрывок из интродукции 1-го действия (клавир).

Оперы Моцарта отразили передовые социальные и этические идеи его эпохи. Антифеодальная тенденция особенно ярко и непосредственно выражена в опере «Свадьба Фигаро». Уже самый выбор Моцарта для оперы сюжета знаменитой комедии П. Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро», запрещённой к представлению в Австрии, свидетельствует о политической смелости и прогрессивности взглядов композитора. Революционная острота комедии была в опере смягчена (в значительной мере по цензурным соображениям), однако основная идея произведения — превосходство энергичных, умных, достойных людей из народа над развращённой аристократией — сохранена в опере полностью и составляет основу драматического развития и музыкальной характеристики.

Образ Дон Жуана в музыкальной трактовке Моцарт отличается жизненной энергией, темпераментом, неотразимым юношеским обаянием. Поэтизируя Дон Жуана, Моцарт вместе с тем не оправдывает его морально. «Штюрмерскому» восстанию чувства, своеволию личности Моцарт противопоставляет твёрдые принципы разума и нравственности, олицетворённые в абстрактной фигуре Командора, в возвышенном, целомудренно строгом образе Донны Анны, а также в лирико-комедийном образе крестьянской девушки Церлины. По своей идейной проблематике «Дон Жуан» Моцарт родствен «Фаусту» Гёте; характерно, что стиль «Дон Жуана» сам Гёте считал наиболее подходящим для оперы на сюжет «Фауста».

Дыханием молодости овеяна весёлая и изящная музыкальная комедия «Все они таковы». Чистое, благородное чувство юношеских сердец, верность в любви и дружбе воспеты в операх «Похищение из сераля» и «Волшебная флейта». «Волшебная флейта» в наивно-сказочной форме рисует утопический идеальный мир мудрости и добродетели. Этой философской драматической сказке свойственны черты абстрактного морализирования в духе масонства (Моцарт сам был «свободным каменщиком» и сочинял масонские кантаты, хоры и др.). Но при этом «Волшебная флейта» полна искренней и простой человечности, жажды светлой и счастливой жизни для всех людей. Музыка её чарует красотой звучания, соединяет в себе величие с трогательной простотой.

Моцарт внёс крупнейший вклад в развитие сонатно-симфонических жанров инструментальной музыки. В симфониях и ансамблях он опирался на классические образцы 4-частной сонатной цикличной формы, созданные И. Гайдном. В свою очередь, Гайдн учёл творческие достижения Моцарт в своих лучших симфониях, квартетах и сонатах (появившихся уже после смерти Моцарта). Моцарт написал ок. 50 симфоний. Из них к венскому периоду относятся шесть: ре мажор (1782, написана для Зальцбурга), до мажор (1783, для Линца), ре мажор (1786, для Праги; без менуэта), ми бемоль мажор, соль минор и до мажор («Юпитер»). Последние три (1788) образуют вершину всего добетховенского симфонизма. Симфонист-драматург, Моцарт возвысил идейно-образное содержание симфонии, придал ей большую драматическую напряжённость, усилил её стилевое единство и при этом углубил контрастность между частями сонатного цикла и между партиями сонатного аллегро, а также внутри отдельных тем; широко применял принцип кантабильности (певучести) во всех жанрах инструментальной музыки, и не только в медленных пьесах или частях, но и в быстрых («певучее аллегро»), не только в главном, ведущем голосе, но и во всей тонко разработанной, дифференцированной оркестровой фактуре («певучая инструментовка»). Моцартовским темам присущи мелодическая и гармоническая насыщенность, гибкость линий и широкое дыхание. Многие из них, при всей своей инструментальной специфике, органически связаны с различными мелодичными типами, характерными для моцартовских опер. В отличие от симфоний Гайдна (особенно поздних), симфонии Моцарта не содержат подлинных народных мелодий в готовом виде, но поэтически преображённые мелодичные интонации народной, бытовой музыки Австрии постоянно звучат в сочинениях Моцарта (в том числе оркестровых). Каждая из зрелых симфоний Моцарта отличается ярко выраженным индивидуальным характером: жизнерадостная, светлая — ми бемоль мажор; взволнованная, пронизанная нежной лирикой, скорбной патетикой и в то же время энергией, бодростью — соль минор; величественная, мужественно-оптимистическая — до мажор. В симфонии «Юпитер», наиболее крупной по масштабам, особенно подчёркнута контрастность образов. Основному героическому образу противопоставлены лирические мотивы (уже внутри главной темы), вспышки острого эмоционального напряжения (особенно во 2-й части симфонии), лёгкая игривость, спокойная величавость. Финал симфонии «Юпитер» — блестящий пример соединения фуги и сонаты. Форму сонатного аллегро Моцарт применял не только в 1-й, но и во 2-й и 4-й частях симфоний. Показательна эволюция менуэта (3-й части симфонии), который становится у Моцарта мужественным и одновременно лиричным (лучший образец — в симфонии соль минор).

Ценнейшую область творчества Моцарта составляет также камерная музыка во всех её видах. Инструментальные ансамбли Моцарта родственны по складу его симфониям, но, как правило, более интимны, утончённо выразительны и сосредоточенны по характеру. Таковы струнные квинтеты (7, в т. ч. до мажор и соль минор, 1787), струнные квартеты (23, в т. ч. 6 посвящённых «отцу, наставнику и другу» И. Гайдну, 1782-85, и 3 так называемых прусских, 1789—90), фортепианные квартеты и трио, духовые и смешанные ансамбли, среди которых выделяются квинтет ми бемоль мажор для фортепиано и духовых инструментов (1784), квинтет ля мажор для кларнета и струнных инструментов (1789) и др. В ансамблевой музыке Моцарта ещё интенсивнее, чем в симфонической, происходило внедрение элементов полифонии в гомофонию.

В. А. Моцарт. Симфония до мажор («Юпитер»). Первая страница партитуры. Автограф.

В. А. Моцарт. Трио до мажор для фортепиано, скрипки и виолончели. Начало 2-й части (Анданте кантабиле). Автограф.

Большое место в творчестве Моцарта занимает клавирная музыка, отразившая два важных исторических процесса: постепенный переход от клавесина к более выразительному и динамичному инструменту — фортепиано — и стабилизацию классической сонатной цикличной формы (трёхчастной) в сонате и концерте. Моцарт — основоположник современного типа концерта. Сохранив широкую доступность, концерты Моцарта приобрели подлинный симфонический размах и разнообразие индивидуального выражения; в них органически сочетались импровизационность и строго логическое начало. Клавирный стиль Моцарт непосредственно связан с исполнительским искусством Моцарта-клавесиниста и пианиста. Его отчётливая, певучая, идущая от сердца, глубоко содержательная игра составила эпоху в истории пианизма. Моцарт написал 21 концерт для фортепиано с оркестром (не считая ранних 4 обработок чужих сочинений), из них в венский период (главным образом в 1782—86) — 17; особенно замечательны лирико-патетический концерт ре минор, драматический — до минор, пленительно-лучезарный — ля мажор и ряд других. Моцарт написал по одному концерту для двух и для трёх фортепиано с оркестром, 17 сонат (широко популярных в педагогической и концертной практике), 5 фантазий, ряд вариаций и других пьес для фортепиано в две руки, а также в четыре руки и для двух фортепиано. Крупное значение имеют также его 7 концертов для скрипки (написаны для собственных выступлений, большинство в 1775), концерты для отдельных духовых инструментов (в том числе 4 для валторны), для флейты и арфы с оркестром, 35 сонат для фортепиано и скрипки (в том числе 3 неоконченные) и другие сочинения.

Высокими художественными достоинствами, творческой изобретательностью и неистощимой жизнерадостностью отмечена бытовая музыка Моцарта —  развлекательная (ансамблево-оркестровые сюиты — дивертисменты, серенады, ноктюрны, кассации и др., в т. ч. «Маленькая ночная музыка» для струнных инструментов, 1787, серенада до минор для восьми духовых инструментов, 1782) и танцевальная («немецкие», лендлеры, вальсы, менуэты, контрдансы), а также оркестровые марши, пьесы для механических музыкальных инструментов и т. п. В бытовой музыке Моцарта особенно ощутимы его связи с музыкальным фольклором своей страны. Большинство песен (всего св. 30), вокальных ансамблей и канонов (многие шуточного содержания) сочинены М. для друзей. В Австрии жанр немецкой сольной песни еще только возникал, и М. был в числе первых композиторов, создавших классические образцы этого жанра («Фиалка» на слова В. Гёте, «Вечернее настроение» на слова И. Кампе и др.). В области балета Моцарт создал музыку для пантомимы «Безделушки» (пост. Ж. Ж. Новера, 1778, Париж). Религиозную музыку (мессы, вечерни, мотеты и пр.), а также церковные сонаты (для органа с оркестром или струнными инструментами) Моцарт писал почти исключительно в юные годы, в Зальцбурге. В Вене он начал два больших произведения, оставшихся незавершёнными — «Мессу» до минор (1783) и «Реквием» ре минор (1791; после смерти М. незавершённые номера дописал по сохранившимся наброскам его ученик Ф. Кс. Зюсмайер). «Реквием» — траурная месса для хора, квартета солистов и большого оркестра — одно из глубочайших по мысли и выражению новаторских произведений Моцарта. Трагический пафос и нежная скорбь выражены в нём с одинаковой проникновенностью. «Реквием» Моцарта исполнен подлинной человечности и далёк от церковного догматизма. Он входит в основной фонд мирового концертного репертуара.

Вокруг имени Моцарта сложилось много легенд. С мифом о Моцарте — беспечном, наивном художнике, гении, творящем без усилия и раздумья, жреце «чистого» искусства — связан особый, реакционно-эстетский в своём существе тип творчества, которому без оснований присвоено наименование «моцартианство». Творчество Моцарта изображали в литературе и интерпретировали в исполнительском искусстве как безоблачноясное, безмятежное («аполлоническое»), жеманноизящное («рококо») или же, наоборот, романтическое и «демоническое». Его то превозносили как абсолютную вершину музыкального искусства, то, напротив, считали устаревшим, обветшалым. Высокую оценку творчества Моцарт дали такие выдающиеся представители русской музыкальной культуры, как П. И. Чайковский, А. Н. Серов. Передовое советское музыкознание утверждает Моцарта как одного из величайших творцов музыки, выразителя прогрессивных социальных идей своей эпохи, кровно связанного с народом. Жизненно полнокровной предстаёт его музыка в исполнении лучших советских дирижёров, пианистов, скрипачей, певцов и других исполнителей.

О высокой любви и пытливом интересе деятелей русской культуры к Моцарта свидетельствуют такие художественные произведения, как «маленькая трагедия» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830; сюжетной канвой послужила легенда об отравлении Моцарта завистником А. Сальери), опера Н. А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери» на неизменённый текст Пушкина (1897) и музыкальные пьесы П. И. Чайковского на темы Моцарта: оркестровая сюита «Моцартиана», вокальный квартет «Ночь», знаменитая интермедия-пастораль из оперы «Пиковая дама» (в вокальном дуэте использована тема из фортепианного концерта Моцарт до мажор, 1786), а также 1-я часть серенады для струнного оркестра — «намеренное подражание» манере Моцарта, которого великий русский композитор всю жизнь почитал как «светозарного гения».

Сочинения. М.: Полное собрание музыкальных произведений — W. А. Моzагt’s Werke, Serie 1-24, Lpz., Breitkopf & Hartel, 1876-86; Письма и документы — Die Briefe W. A. Mozart’s und seiner Famine. Erste Gesamtausgabe von L. Schiedermair, Bd 1-5, Munchen—Lpz., 1914 (Bd 5 — Mozart-Ikonographie); Gesamtausgabe der Briefe und Aufzeichnungen der Familie Mozart, hrsg. von E. H. Muller von Asow, Bd 1-3, B., 1942.

Литература.: Улыбышев А. Д., Новая биография Моцарта, пер. с франц. М. Чайковского, с прим. Г. Лароша, т. 1-3, М., 1890—92 (1-е изд. на франц, яз., М., 1843), см. критический разбор в статье Серова — Серов А. Н., Моцартов Дон-Жуан и его панегиристы, в его кн.: Критические статьи, т. 1, СПБ, 1892; его же, Моцарт (Галерея оперных компонистов), там же, т. 2, СПБ, 1892; то же, в его кн.: Избранные статьи, т. 1, М.—Л., 1950; Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, М., 1953; Танеев С. И., Содержание тетради собственноручных упражнений Моцарта в строгом контрапункте, в сб.: Памяти Сергея Ивановича Танеева. 1856—1946. Сб. статей и материалов к 90-летию со дня рождения, М.—Л., 1947; Корганов В. Д., Моцарт. Биографический этюд, СПБ, 1900; Ник. Ф[индейзен], Моцарт в России, «Русская музыкальная газета», 1906, № 3, 4—5, 16; Глебов И., Моцарт, П., [1921]; его же, [вступ. ст. ] Моцарт (1756—1791), в кн.: Праут И., Моцарт, пер. с англ., М.— П., 1923; Стендаль, Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио, Собр. соч., [пер. с франц.], т. 10, Л., 1936; Роллан Р., Моцарт по его письмам, в его кн.: Музыканты прошлых дней, [пер. с франц.], М., 1938; Штейн пресс Б., Об инструментальном творчестве Моцарта, «Советская музыка», 1935, №6; Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М,—Л., 1940; Берлянд Е. С., Моцарт, М.—Л., 1948; Алексеев А. Д., Клавирное искусство, М.—Л., 1952; Чичерин Г., Мысли о Моцарте, «Советская музыка», 1953, № 1; Jahn О., W. A. Mozart. Т1 1—2, 4 Aufl., bearb. von Н. Deiters, Lpz., 1905—1907; Abert H., W. A. Mozart, T1 1—2, 2 Aufl., Lpz., 1923—24; Schurig A., Wolfgang Amadeus Mozart. Sein Leben und sein Werk…, Bd 1—2, Lpz., 1913; Haas R., Wolfgang Amadeus Mozart, 2 Aufl., Potsdam, [1950]; Einstein A., Mozart. Sein Charakter. Sein Werk, Zurich—Stuttgart, 1953; Wyzewa T. de et Saint-Foix G. de, W. A. Mozart. Sa vie musicale et son oeuvre de l’enfance a la pleine maturite (1756—1777), t. 1—2, P., 1912; Saint-Fоix G. de, W. A. Mozart. Sa vie musicale et son oeuvre de l’enfance a la pleine maturite (1777—1784), t. 3, P., [1937]; то же, t. 4—5, P., 1939—46; его же, Les symphonies de Mozart. Etude et analyse, P., [1932]; D en t E., Mozart’s operas, L., 1913; Lert E., Mozart auf dem Theater, B., 1921; Girdlestone О. M., Mozart’s piano concertos, L., 1948; Torrefranca F., Le origini italiane del romanticismo musicale. I primitivi della sonata moderna, Torino, 1930; Nohl L., Mozart nach den Schild erungen seiner Zeitgenossen, Lpz., 1880; Mozart’s Personlichkeit. Urteile der Zeitgenossen, gesammelt… von A. Leitzmann, Lpz., 1914; Schurig A., Leopold Mozart Reise-Aufzeichn ungen. 1763—1771, Dresden, 1920; Mozart-Jahrbuch, hrsg. von H. Abert, Jahrgang 1—3, Miinchen—Augsburg, 1923—29.

Указатель — Kochel L. R. von, Chronologisch-thematisches Verzeichnis samtlicher Tonwerke Wolfgang Amade Mozart’s, 3 Aufl., bearb. von A. Einstein, Lpz., 1937.

Путеводители — Штейнпресс Б., Оперы Моцарта, «Музыкальная самодеятельность», 1935,№ 9; Соллертинский И. И., «Волшебная флейта» Моцарта, 2 изд., Л., 1940; Даттель Е. А., Три последние симфонии Моцарта, Л., 1939; Друскин М. С., Фортепианные концерты Моцарта, Л., 1939.

Если Вам попался запороленный архив, а пароль я не указал, то на всякий случай сообщаю, что пароль у всех архивов одинаковый - это домен сайта - shamardanov.ru

Связь с владельцем сайта возможна через электронную почту.

ВНИМАНИЕ! Если какое-то конкретное видео не показывается, или какая-нибудь книга (музыка) не скачиватеся, сообщите мне, пожалуйста! Я ОБЯЗАТЕЛЬНО ПЕРЕЗАЛЬЮ!

© Портал Дамира Шамарданова. 2010-2022.

Подробнее в Большая Советская Энциклопедия
Малая Советская Энциклопедия. Второе издание. В 11 томах, скачать pdf

Большая советская энциклопедия, второе издание, скачать djvu

Рим (Древний). I. Исторический очерк (Большая советская энциклопедия, второе издание)

Закрыть